Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Наш Бог - не кактус!


«Магический воин», шаман, «человек знания», «человек силы», «человек-птица», загадка XX века… Догадались, о ком идет речь? Всё это — Карлос Кастанеда, личность которого на протяжении нескольких десятилетий вызывает к себе повышенный интерес. Десять книг Кастанеды стали бестселлерами и разошлись по миру огромными тиражами. История молодого человека, который под руководством мексиканского индейца превращается в шамана, захватила сердца людей. У Кастанеды появилось много последователей, в основном среди молодежи. Появились и критики. Что же это за книги, как к ним относиться?

Жизнь под грифом «секретно»


Кастанеду не зря называют человеком-загадкой. Он практически не давал интервью, не разрешал себя фотографировать. О его жизни известно немного. Родился в Бразилии в 1925 году, в 1951-м — эмигрировал в США, в 1960-м — женился на Маргарет Раньян, через 13 лет развелся, купил дом в Лос-Анджелесе, где и прожил до самой смерти, общаясь с внешним миром в основном через нескольких женщин, которые составляли его «нагваль», т. е. группу учениц. В 1998 году он умер от рака печени, не оставив детей. Его тело кремировали, прах, согласно завещанию, отправили в Мексику, состояние разделили между членами «нагваля».

Самый интересный период в его жизни — с 1960 по 1973-й год — отражен в его книгах, которые воспринимаются как автобиография. В них повествуется о том, как Кастанеда, будучи студентом антропологии Калифорнийского университета, познакомился в Мексике с неким индейцем по имени дон Хуан. Индеец этот был шаман, и Кастанеда стал его учеником. Книги Кастанеды представляют собой запись их бесед и описание магических приключений. Первая книга из этого цикла — «Учение дона Хуана: Путь знаний индейцев яки».

Я взяла в руки эту книгу без всяких предубеждений. Мне действительно было интересно: что же это за учение? А может, зря ругают Кастанеду? Но, дочитав всё до конца, почувствовала разочарование. И удивление: как такая нелепая книга могла стать популярной?

Экспериментатор


Учение дона Хуана, в целом, сводится к следующему. Есть необычная реальность, и тот, кто попал в нее, обретает сверхъестественную силу и знания. В этой реальности можно летать, можно превращаться в кого угодно и проходить сквозь стены. Дверь в эту реальность тебе откроет наркотик. В книге подробно описаны галлюциногенные растения и способы их приготовления. Дон Хуан и его ученик употребляют для этого кактус пейотль, дурман-траву и галлюциногенные грибы. Потом они анализируют свои состояния и пытаются отыскать в них какой-то высший смысл.

Реальность, в которую они попадают, называется «мир диаблеро» (по-испански «диабло» — черт). «Имеется трещина между двумя мирами: миром диаблеро и миром живых людей», — говорит дон Хуан. Он учит Кастанеду проникать в этот мир. При этом сам он называет себя тем же словом — «диаблеро», не скрывая, что занимается черной магией.

Дон Хуан не скрывает, что экспериментировать с такими вещами опасно. Но при этом он постоянно убеждает Кастанеду: не бойся! Побори свой страх, попробуй таких-то грибочков… Возможно, тебе будет плохо, но если ты сильный, ты справишься. Одно из растений, которое он предлагает своему ученику, называется «трава дьявола». Старый шаман советует употреблять эту траву как можно больше. «Единственный плохой момент в том, что люди кончают тем, что становятся рабами «травы дьявола», в обмен на силу, которую она дает им. Но это вопросы, над которыми мы не имеем контроля», — говорит он Кастанеде.

Хоть учение дона Хуана многими воспринимается как философское, никакой философии тут нет. «Учитель» не дает ученику никаких моральных ориентиров. В книге нет интересных высказываний о жизни, о смерти, о любви и т. д. Все их разговоры вращаются вокруг галлюциногенов и необычных ощущений. Единственная цель, которую они преследуют, — обрести силу и знания. Но тут всё очень неконкретно. Какие знания? О чем? Хоть бы одна мудрая мысль пришла в голову Кастанеде во время его путешествия в «другую реальность»! Но, вернувшись обратно (вернее, очнувшись), он ничего такого не высказывает. Он задает «учителю» вопросы, на которые тот отвечает уклончиво и туманно. Например, на вопрос Кастанеды, вернувшегося из очередного «путешествия», в котором он почувствовал себя птицей: «Так что, я летал?» дон Хуан не отвечает ни да, ни нет. Он говорит: какая разница, летал ли ты на самом деле. Главное, что ты чувствовал, что ты летал.

Что касается силы — опять же, неясно, что это за сила и как применяется. Дон Хуан называет ее словом «олли». И объясняет: «Олли есть энергия, которую человек может внести в свою жизнь, чтобы она помогала ему, советовала ему и давала ему силы, необходимые для выполнения действий, будь они большие или малые, плохие или хорошие». Но при этом он не раскрывает, какого рода эта «энергия». Интересен тот факт, что «энергия» может «советовать». Получается, это не абстрактная сила, а нечто, наделенное разумом?

«Я упал перед ним на колени...»


Впрочем, тут открывается еще одна интересная вещь. Наркотические средства в книге Кастанеды являются одушевленными. Они все обладают разумом, волей, характером. Особенно кактус пейотль, который в этом царстве галлюциногенов самый главный. Дон Хуан называет его «мескалито».

Чтобы употреблять этот кактус, ему нужно понравиться. Он может «принять» человека, а может и «отбросить» прочь. Нельзя над ним смеяться, а то случится что-нибудь плохое. Он может принимать любую форму, может являться в виде человека. Он защищает людей. Он учит, он дает советы, он отвечает на все вопросы. Он может играть с человеком, а может быть очень серьезным. Он разговаривает с человеком и направляет его поступки.

На вопрос Кастанеды: «Он — Бог?» дон Хуан, как всегда, отвечает уклончиво: «Он — сила».

Тут необходимо кое-что пояснить. Дело в том, что в культуре индейцев древней Мексики кактусы играли особую роль. И самым известным из них стал пейотль. Для индейцев этот кактус был особым божеством — богом Юкили, который пожертвовал собой ради людей. Он умалился и стал кактусом. Чтобы почувствовать связь с душой бога-кактуса, индейцы съедали кусок его «тела» — подсушенной мякоти. В этот момент совершалось «чудо». Душа покидала бренный мир и сливалась с миром божественным.

Нечто подобное и произошло с Кастанедой. Кульминацией в книге становится тот момент, когда Кастанеда, наевшись кактуса «мескалито», в своих наркотических грезах повстречался с самим «мескалито». Он увидел перед собой человека с огромными загадочными глазами, очень похожего на кактус. Встреча с ним потрясла Кастанеду. «Я упал перед ним на колени и стал говорить о своей жизни, потом заплакал».

Чувство, которое он испытывает к «мескалито», по сути — религиозное. В дальнейшем он начинает искать таких встреч. И путь в «другую реальность» оборачивается путем к «мескалито», который царствует в этой реальности, как Бог.

Вот этим мне и не понравилась книга Кастанеды. В ней, как ядовитая таблетка в стакане воды, растворена одна идея, которую нетрудно уловить. Сознательно или неосознанно, автор подводит читателей к мысли о том, что наркотик есть Бог.

Искатели приключений


Почему же он стал популярен?

Во многом это было веянием времени. Кастанеда со своими «магическими» книжками появился в Америке в 70-е годы. Это было время хиппи, повального увлечения мистикой, Востоком и разного рода экзотикой. Обкурившись травой, молодые ребята «улетали» в другие миры. На этой волне Кастанеда и приобрел себе столько читателей (и почитателей). В неформальных кругах молодежи он воспринимался как свой. Правда, люди серьезные, и в первую очередь это были ученые, подвергли его сочинения критике.

«Уважаемый господин Кастанеда, — обращался к нему авторитетнейший антрополог Роберт Гордон Уоссон, — меня попросили сделать критический разбор «Учения Дона Хуана» для «Экономик Ботэни». Я прочитал его и был впечатлен качеством письма, а также галлюциногенными эффектами, пережитыми Вами». И все же: «Прав ли я в своем заключении: Вы никогда не пробовали [галлюциногенных] грибов и даже никогда не видели их?» Далее следовал жесткий разбор книги, заставлявший всерьез усомниться в ее правдивости. Уоссон, в частности, указывал на то, что эти грибы просто-напросто не растут в пустыне Сонора, а способ их потребления, описанный Кастанедой, отдает явной фантазией. Наконец, он ставил под сомнение существование дона Хуана.

Кто же он, Кастанеда? На самом деле ученик шамана — или просто авантюрист, обманщик, талантливый сочинитель, сумевший воспользоваться настроением масс? Сейчас уже трудно ответить на этот вопрос. Но, наверное, что-то такое в его жизни было. Маргарет Раньян, которая была его женой, вспоминала впоследствии, что Кастанеда не мог спать по ночам — его всё время мучили кошмары. Возможно, что это и было последствием столкновения с «миром диаблеро»…

Как бы там ни было, одно можно сказать со всей определенностью. Кастанеда был человек безответственный. Он не думал о том, как его сочинения повлияют на читателей, в первую очередь на молодежь. А они повлияли не в лучшую сторону.

Недавно я зашла на сайт поклонников его творчества. Ребята на этом сайте обсуждают различные виды наркотиков. О смысле жизни там речи не идет. Главная тема — кто что съел, вколол, выпил, понюхал, и что случилось потом. Одной девчонке в состоянии «измененной реальности» казалось, что она лысая и говорит голосом утенка Дональда Дака. Один парень после приема наркотика всю ночь провел в туалете, где его буквально выворачивало наизнанку, заснул утром в холодном поту, во сне видел кошмары и проснулся с резкой болью в кишечнике. Но бросать они не собираются. «Мир диаблеро» не отпускает так просто. Прими «мескалито», и он всегда будет с тобой, — так учил дон Хуан. Будет, будет, а как же!

Кастанеда умер, а книги его — живут… Вот уж воистину — горе тому, через кого соблазн приходит! Как, должно быть, ужасно он чувствует себя на том свете — ведь он в ответе за жизни всех этих мальчиков и девочек, которые, прочитав о необыкновенных приключениях ученика дона Хуана, тоже решили попробовать… «А может быть, мне ЛСД попробовать?» — спрашивает на том же сайте один парнишка у других ребят. «Ага, попробуй, — отвечают ему. — В жизни надо все попробовать».

Остается надеяться, что ребята вернутся из «мира диаблеро». Что их вытащит Бог. Спасет, как Он не раз спасал несчастных людей, оказавшихся между жизнью и смертью. И они никогда уже больше не будут убегать от реальности. И найдут в жизни радость, найдут свое счастье, которого, очевидно, не нашел в этом мире поклонник и пленник пейотля, заблудший Карлос Кастанеда.

Ксения РОМАНОВА

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх