Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Елена Ваенга: «Я не сменила бы никогда своего Отечества!»


В 9 ЛЕТ ЕЛЕНА ВАЕНГА НАПИСАЛА СВОЮ ПЕРВУЮ ПЕСНЮ и стала победителем Всесоюзного конкурса молодых композиторов на Кольском полуострове, с 19 лет начала концертировать. На данный момент она является автором около 500 песен и по праву носит звание жемчужины петербургской сцены. Город на Неве стал для Елены по-настоящему родным.

С певицей мы встретились вскоре после ее грандиозного шоу-концерта в Ледовом дворце, прошедшего при полном аншлаге. В своей уютной кухне, где на подоконнике красовались заботливо выращенные ею необыкновенные цветы, Елена дала эксклюзивное интервью газете «Вечный Зов».

В один день с Моцартом


— Вы, подобно Моцарту, в очень юном возрасте состоялись как творческая личность. Что послужило толчком к созданию первой песни?

— У меня толчков не было никаких. Были располагающие обстоятельства — воспитание, которое давали мне родители. Если вы своего ребенка с детства начинаете чему-то учить, например, с двухлетнего возраста показываете ему краски, начинаете рисовать при нем, то через несколько лет он вам что-то намалюет. Но успехов в этом деле человек добьется, если у него есть талант. А талант дается Богом. Я ни в коем случае не сравниваю себя с Моцартом, хотя родилась с ним в один день — 27-го января.

— В этом есть какая-то параллель...

— Я в детстве-то не думала об этом. Объясняю это все бессознательным: ребенок, к примеру, видит яблоко и начинает его есть. Это взрослый человек может рассуждать: «Я не хочу яблоко, но надо съесть, потому что оно полезно». У маленького ребенка нет логики, и когда в голове крутятся слова, какая-то мелодия проигрывается, начинаешь это напевать. Я в 9 лет написала первую песенку в понедельник, а во вторник — вторую, в среду — третью.

— Настоящее вдохновение к вам пришло!

— Тогда я не знала слова «вдохновение», просто занималась музыкой. Возможно, я была талантливым ребенком, но гениальным никто не имеет права меня называть, потому что гений — это Моцарт. Он в три года уже сонату написал. Вы можете себе хотя бы физически это представить?

— Елена, а вы что пишете вначале — музыку или стихи?

— Ко мне это никогда не приходит порознь — сразу все вместе. Могу сказать, что один процент песен пишу я, а девяносто девять приходит в голову Оттуда. Думаю, я не одна такая.

Антижанровая певица


— В вашем творчестве переплетаются многие жанры: романс, русский шансон, народная песня, авторская песня. Какой жанр вам ближе по мироощущению на данный момент?

— У нас в городе есть такой известный журналист — Михаил Садчиков. Я на него ссылаюсь, потому что он мэтр в определении многих вещей. Миша как раз сказал: «Лена — антижанровая певица». Когда человек пишет песни в десяти жанрах, к какому жанру он может относиться? У меня есть авторская песня, шансон, я пишу джаз, классическую музыку. В Ледовом дворце я пела с симфоническим оркестром. Это была симфоническая музыка, которую я написала.

— Вы родом с Севера. Оказал ли он влияние на ваш характер и склад души?

— Север не может не наложить отпечаток на человеческую душу. Он даже на последних негодяев действует положительно.

— Самые северные места, где приходилось бывать, это остров Валаам и Петрозаводск...

— Это юга! Валаам — это тепло, не говоря уже о Карелии! Мы жили на самом краю Кольского полуострова, на побережье Баренцева моря. Дальше идут только нейтральные воды и Северный Ледовитый океан. Когда я была маленькая, разделила океан напополам: справа и слева от полуострова. Я человек волевой. Отцовское воспитание дает о себе знать. Отец меня прессовал, а теперь я понимаю, что мало прессовал. Я очень строптивая и взрывная.

— Вы свободолюбивый человек?

— Я умом осознаю, что несвобода — это не есть плохо. Хорошо, когда такое качество, как покорность, дано от природы. А как быть холерикам, строптивым людям? Мне скажи «нельзя» — меня туда прямо так и прет! Сама от этого страдаю. Какими-то вещами научилась управлять, но я очень эмоциональный человек, мне до всего есть дело. Когда бывает ощущение опустошенности, цветы сажаю — это отдушина, помогает успокоиться, восстановить силы.

Родом из столицы Северного флота


«НЕ БЫВАЕТ радости 
без слез...»
«НЕ БЫВАЕТ радости без слез...»

— Как появилась необычная сценическая фамилия Ваенга?

— «Ваенга» в переводе с саамского языка — самка оленя. Это саамская река на Кольском полуострове. Были поселки Верхняя Ваенга и Нижняя Ваенга, разделенные рекой Ваенгой. В 73-м году оба этих поселка были наименованы городом Североморском, который стал столицей Северного флота, а в 77-м я там родилась. Мой дедушка — Василий Семенович Журавель — контр-адмирал Северного флота. Скоро я должна получить книгу «300 великих людей Санкт-Петербурга». Там будет о нем идти речь, он причислен к этим людям. Дедушка особенно известен в кругах моряков-подводников.

СЕВЕРОМОРСК — город, в котором родилась Елена Ваенга
СЕВЕРОМОРСК — город, в котором родилась Елена Ваенга

— Чем стал для вас «северный рай» — Санкт-Петербург?

— Я считаю, что этот город — колыбель культуры. Это чувствуется на каждом шагу. Петербург мне дал два высших образования.

— Какие места в городе — ваши любимые?

— Поцелуев мост, Толстовский дом на Рубинштейна. У меня есть мечта когда-нибудь там жить, притягивает его энергетика. Дальше — Сенная площадь. Учиться в одном вузе, потом во втором и каждый день ходить к метро через Сенную — это место невольно станет любимым. Абсолютно не понимаю почему, мне особенно нравятся Троицкий и Никольский соборы.

— Жаль, что Троицкий собор пострадал от пожара...

— Я видела его в тот момент, когда он загорался — случайно ехала рядом. Мне одна только мысль пришла: да что же это творится вокруг, если уже Бог такое посылает?

Чувство как испытание


— Елена, что для вас неприемлемо в творчестве?

— Когда известные музыканты пишут песни, в которых тексты как бы «подкалывают». Я давно хотела высказаться по этому поводу. У меня, слава Богу, есть понимание такой вещи: когда кто-то испытывает зависть, его нельзя винить, а можно только пожалеть. Любое чувство возникает в человеке, дается ему как испытание. Я в этом убеждена на данный момент: чувства любви, ненависти, гнева, зависти, злости мы можем подавлять или не подавлять, культивировать или не культивировать, развивать или не развивать. Но изначально чувство возникает, и человек в этом не виноват. Может быть, он только подготовил почву для этого.

— Вы считаете, что чувства приходят извне?

— А вы себя попробуйте проконтролировать в этот момент. Чувство — оно приходит, как луч. Если человек испытывает что-то плохое, его можно пожалеть, потому что ему приходится с негативным чувством бороться. Хорошо, когда оно не приходит, — не с чем бороться. Если ты сидишь, тебя никто не искушает, так и прекрасно живешь. Когда люди, склонные осуждать, сами попадают в сложную ситуацию, они начинают еще хуже себя вести. Сколько мир будет стоять, столько люди будут падать.

— То есть вы стараетесь следовать заповеди «Не судите, и не судимы будете»?

— Я не люблю, когда осуждают врачей, учителей и священников. Поражаюсь людям, которые начинают обвинять священнослужителей в каких-либо деяниях. Меня в этом случае охватывает чувство страшного гнева! Кто им дал право обсуждать батюшку — плохой он, хороший? Они сами-то кто, эти обвиняющие? Они в тысячу раз хуже любого батюшки — это факт абсолютный!

Вечность — это когда ты живешь!


«ТАНК НА МЕНЯ ПОЙДИ — я танк переверну!» (Выступление Елены Ваенги с ансамблем Ленинградского военного округа)
«ТАНК НА МЕНЯ ПОЙДИ — я танк переверну!» (Выступление Елены Ваенги с ансамблем Ленинградского военного округа)
— На концерте вы сказали, что в детстве у вас была мечта стать Снежной Королевой. Эта героиня Андерсена любила слово «вечность», даже попросила Кая составить его из льдинок. А что значит для вас это понятие?

— Сейчас у меня в душе в силу некоторых обстоятельств происходит такая вещь. Я как бы человек верующий. Вот именно «как бы». И порой мне в голову закрадывается одна мысль, которая, я думаю, посещает очень многих людей: а точно есть тот свет? Зато я честно в этом признаюсь. Если его нет, то мне страшно.

— Вы хотели бы утвердиться в вере в его существование?

— Да, я хотела бы, чтобы меня убедили так, чтобы моя вера была непоколебимой. Я верю, что Там сто процентов все есть, но буду ли я Там когда-нибудь? Для меня очень важный момент — осознание слова «вечность». Вечность — это когда ты живешь! Я имею в виду жизнь не физическую. Вы мыслите, вы чувствуете, значит, вы живете. Вы знаете такое состояние, как тяжелый сон, забытье?

— Да, в таких случаях говорят «забыться сном».

— Вот именно, забыться, сна-то не было, провалиться! Я боюсь мысли о том, что, может быть, умирая, человек закрывает глаза и потом никогда их не открывает. Вспоминая умерших людей, задумываюсь: а действительно ли они очнулись? Я готова открыть глаза через Вечность, чтобы Там пошла жизнь новая. Нам же с детства говорят, что есть рай и ад. Доходит до того, что думаю: «Настолько хочется очнуться! Хоть даже в аду, лишь бы только очнуться! Где-нибудь, лишь бы открыть глаза!» Я хотела бы с батюшкой об этом поговорить.

— Сердце Кая стало ледяным от осколка волшебного зеркала. В реальной жизни это происходит от невзгод и разочарований. Как сохранить сердце горячим?

— Нужно прощать людей. Не просто говорить: «Я прощаю тебя», а делать это искренне. Часто думаем: я бы так не сделал. Подожди! Ты не был в этой ситуации! Если тебе нагадили как-то, извините за выражение, то хорошо, что ты не нагадил.

— Не опустился до уровня обидчика?

— Да. Я сама все это умею делать — и ругаться, и драться. Только сейчас меньше этим всем стала заниматься, потому что мне времени жалко. Жизнь такая короткая, не хочется тратить себя на переживание негативных эмоций. Лучше жить в мире, добре, радости, взаимопонимании, человеколюбии.

Мегаудовольствие в Ледовом дворце


ЕЛЕНА ВАЕНГА и скрипач-виртуоз Эдвин Мартон на шоу-концерте 
в Ледовом дворце
ЕЛЕНА ВАЕНГА и скрипач-виртуоз Эдвин Мартон на шоу-концерте в Ледовом дворце

— Елена, расскажите, как у вас возникла идея объединить на своем шоу-концерте «Ледяное сердце» звезд фигурного катания мировой величины?

— Я всегда добивалась одного: духовного мегаудовольствия для людей. Когда ты изначально искренне хочешь порадовать тех, кто придет на концерт, потом это обрастает большим снежным комом идей. Думаю, мне в этом смысле Бог помог. Меня окружили такие хорошие люди! Сначала я хотела, чтобы только под одну песню у меня катались фигуристы. Фигурное катание в физическом смысле — спорт, а в духовном — стопроцентное искусство. Хотелось гармонии и красоты. В итоге получилось целое шоу на льду: под каждую мою песню на концерте в «Ледовом» катались звезды мирового уровня — Елена Бережная, Стивен Казинс, Евгений Плющенко и многие другие.

— Во время вашего концерта энергетика переполняла пространство «Ледового», зажигая сердца зрителей. Как вы можете аккумулировать в себе такую фантастическую энергию?

— Я не жарю эту энергию на сковородке, выпиваю и иду — это все сверху приходит. Ощущаю себя атомной электростанцией в такой момент: у меня сил столько, что танк на меня пойди — я танк переверну! Это опять-таки происходит от бешеного желания доставить людям эстетическое удовольствие. Я действительно так работаю: хочу, чтобы не я понравилась, а чтобы мои песни понравились — понимаете разницу? Так стараюсь, все способы для этого использую: занимаюсь своим голосом, делаю живую музыку, организую качественный свет и звук, не говоря уже о физических затратах. Я худею килограмма на три за концерт. У меня «военная» подготовка очень хорошая: музыкальное и театральное образования дают о себе знать, словно четыре армии прошла, есть опыт и определенные наработки.

— Ваш творческий рост происходит стремительно. Ощущаете ли вы Божий промысел в своей судьбе?

— В Библии есть притча, в которой очень хороший пример, точнее не придумаешь: Бог дал двум людям семена, но один человек их выбросил, а другой — взрастил. Если тебе дали семена, ты их должен взращивать! Я считаю, что у каждого человека есть свой талант. Он не обязательно должен петь или танцевать, просто надо любить то, что ты делаешь, к чему тянется душа. Я в шесть лет сама подошла к пианино и стала на нем играть. Я жаждала музыки, не могла без нее жить. Она мне была нужна, как воздух, это происходило бессознательно.

Меня спасают молитвы мамы


— Елена, вы чувствуете Божью помощь и поддержку?

— Я думаю, что меня спасают молитвы моей мамы. Она молится за меня утром и вечером. Благодаря ей у меня многое получается. Всем известно, что нет ничего сильнее, чем молитва матери.

— Когда к вам приходит вдохновение?

— Это страшный вопрос, потому что на него страшный ответ. Я в свое время спросила у мамы: «Почему чаще всего самая хорошая песня рождается после каких-то ужасных вещей? Ты плохо себя повел, что-то спровоцировал, у тебя было плохое поведение во всех смыслах этого слова, потом просыпаешься и пишешь прекрасную песню». На что мама мне ответила: «Для того чтобы из земли что-то выросло, ее навозом удобряют».

— Необычный ответ...

— Да, необычный. Вот этим я пока и живу. К сожалению, когда стоишь у плиты (хотя я люблю и умею готовить), не выходишь из дома, хорошо ведешь себя, правильно все делаешь, песни не пишутся. Практически все художники-импрессионисты пили беспробудно и, вообще, жили далеко не безгрешно. Я уже не говорю о битлах. Может быть, за одно только творчество Бог их простит. Ни в коем случае не сравниваю себя с великими, просто объясняю на примере. Никто никогда не расскажет правды — не соврет, а не расскажет. Однажды я очень плохо себя повела, но после того как констатировала, что это плохо, родилась моя самая красивая песня — «Шопен».

— Это было покаянием?

— Не скажу, что я извинялась, нет. Не мне судить, почему так получилось. Я знала, что это плохо, но я это сделала.

— В ваших песнях — устремленность вперед. Это ваш стиль жизни?

— Сидеть на месте — это не моя психофизика. Мне все время надо что-то делать. Ленин сказал: «Промедление смерти подобно». А я бы сказала, что замедление смерти подобно. Замедление моего внутреннего темпоритма для меня неприемлемо, я должна, как паровоз, все время двигаться вперед. Мне кажется, что действие, созидание — это есть жизнь человеческая, а созерцание в плохом смысле слова и бездействие — подобие медленной смерти.

— «В жизни порой все зависит от доминант...» Какие доминанты для вас — основные?

— Эта фраза касается вещи, которая делится на две части. Я имела в виду, что есть права и обязанности, а точнее — обязательства. Вот у меня есть перед вами определенное обязательство, и оно является доминантой. Это очень серьезное понятие — ответственность перед людьми за свои действия.

— В песне из вашего нового альбома «Клавиши» есть слова: «Не бывает радости без слез». Радость и печаль, на ваш взгляд, в жизни неразлучны?

— Если вы никогда не плакали, вы не ощутите радость радости.

— Все познается в контрасте?

— Правильно, в контрасте и взаимосвязи. Есть и второй смысл этих слов: вы бы не радовались песне, если бы я раньше не поплакала.

Дар прощать нам дал Бог!


— На вашем концерте в Ледовом дворце особенно сильно прозвучали слова одной из песен: «Я не сменила бы никогда своего Отечества...» Когда вы утвердились в этой мысли?

— Я патриот до глубины души! Можно сменить место жительства, но не сменить Отечество. Ради того чтобы выжить, идут на очень многие вещи, только я никогда не скажу, что Христа нет и Аллах велик. Не отречься от своего Отечества — это не отрицать и находить только лучшее, культивировать его в себе и своих соотечественниках. К сожалению, в определенный отрезок времени многие русские люди стали вести себя недостойно, позорить наш народ. Это дало повод представителям других национальностей давать нам страшные ярлыки: русский мужчина — пьяница, русская женщина — сами понимаете, кто, и такое мнение встречается сплошь и рядом.

— Зарекомендовали себя не лучшим образом...

— Эти ярлыки подкрепляют конкретными примерами: «Вот я еду у вас по улице и вижу: стоят девочки. А у нас в Тбилиси так не стоят!» Они правы, и мне от этого очень плохо. Но, зная минусы, я понимаю причину появления этого. Говорю: «Если бы вам в Тбилиси так досталось, как нам, от нашего семидесятилетнего строя! Вам не поломали традиции воспитания, которые складывались веками». На Кавказе действительно строгое воспитание. У них девочки умеют жарить котлеты, а у нас уже от яичницы в обморок падают. Стыдно и обидно! Многие наши мальчики сейчас не представляют, что такое гвоздь и молоток. А там, в горах, люди и коз выпасут, и дом построят, и печь сложат, и еще жену дома посадят и детей нарожают пятнадцать. Только уважать людей можно за это. Но у нас-то все это было! В семье моей прабабушки было шестнадцать детей. Отец вставал, и все замолкали. И все работали, строили дома, уважали женщин. А женщины вели хозяйство, готовили, шили. Все было так, как надо. Просто пришла власть, которая разрушила все устои, планомерно истребляла русских людей. Но я никогда не откажусь от того, что я русская, что мне Бог дал счастье принадлежать именно к этому народу, потому что столько хорошего в русском человеке! Когда представители других национальностей мне говорят правильные вещи, тыча носом в проблемы, я отвечаю: «А вы прощать, как мы, не умеете. Ведь вы, если разозлитесь, по триста лет резать друг друга будете! А мы — сели, поговорили, поплакали и простили. Нам этот дар дал Бог!»

— Чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?

— Желаю здоровья, долголетия, не беспокоиться по пустякам, но не быть полностью спокойными, равнодушными. Жить надо хотеть! Нам ее дали, эту жизнь, поэтому прожить ее нужно, в хорошем смысле слова, на полную катушку!

Беседу вела
Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии из архива
Елены Ваенги



Город

Автор стихов и музыки —
Елена Ваенга

Старую песню мама моя
Пела мне перед сном.
И я поднималась над облаками,
Слыша малиновый звон.
Ведь мир на ладони весь теперь
Передо мной,
Тихая печаль, крылья за спиной,
И я не одна,
А за мной стоят города...

Маленький северный рай,
Каменные цветы,
Падают все мосты на небо,
И на небо падаем мы.
Молчит, не дает ответ,
Слезы льет город мой.
Ему уже триста лет,
А он еще молодой!

Что-то приходит, что-то уйдет,
Что-то сгорит дотла.
А я забываю старую боль,
Глядя на купола.
Ведь мир на ладони весь теперь
Передо мной,
Тихая печаль, крылья за спиной,
И я не одна,
А за мной стоят города...


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх