Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Протоиерей Игорь Юшин: «В церкви есть все, что нужно душе!»


ХРАМ-ЧАСОВНЯ во имя Святой Троицы
ХРАМ-ЧАСОВНЯ во имя Святой Троицы
















В САМОМ СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НА ТРОИЦКОЙ ПЛОЩАДИ, рядом с Петропавловской крепостью, находится уникальный храм-часовня во имя Святой Троицы. Он олицетворяет неповторимый стиль нашего города: само здание напоминает основание Ростральных колонн, чугунные цепи и кольца на его стенах — набережные Невы, особенности проекта созвучны архитектуре Исаакиевского и Петропавловского соборов — и все это сочетается в удивительной гармонии. Храм был возведен Балтийской Строительной Компанией в память о первом православном храме Санкт-Петербурга по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это дар городу к его 300-летию. 28 мая 2003 года храм-часовню освятил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а на следующий день настоятелем храма был назначен протоиерей Игорь Юшин.

С отцом Игорем мы беседовали о прошлом и настоящем знаменательного места города, где теперь стоит вверенный ему храм, о личности основателя Петербурга, о значимости возведения храма-часовни во имя Святой Троицы и о тех вечных ценностях, которые так важно обрести каждому из нас.

Петр I пел на клиросе Троицкого собора


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД ТРОИЦКОГО СОБОРА — первого православного храма Санкт-Петербурга
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД ТРОИЦКОГО СОБОРА — первого православного храма Санкт-Петербурга
— Бог Троицу любит: Троицкая площадь, Троицкий мост, храм-часовня во имя Святой Троицы. В чем символичность возведения храма именно на этом месте?

— Все эти названия связаны с первым храмом Петербурга — Троицким собором. Он был заложен 16-го (по новому стилю — 29-го) мая 1703-го года по повелению Петра I в честь победы над шведами. Автором проекта стал Доменико Трезини. В первые годы существования Петербурга Троицкая площадь являлась его центром, а храм имел статус кафедрального и именовался Петровским Свято-Троицким собором. Этому собору довелось быть участником всех самых значительных событий, ставших поворотными в истории России. Строительство Петропавловского храма еще только начиналось, и в то время Петр I активно участвовал в жизни Троицкого собора: посещал храм 2-3 раза в неделю, присутствовал на «викториальных» богослужениях, читал Апостол и пел на клиросе. Наш храм-часовня — мемориальный и назван в честь первого собора города.

— Отец Игорь, какого вы мнения о личности основателя нашего города, о его духовном облике? Некоторые историки считают Петра Великого безбожником из-за его жесткой реформаторской политики.

В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ПЕТР ВЕЛИКИЙ был провозглашен первым российским императором
В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ПЕТР ВЕЛИКИЙ был провозглашен первым российским императором
— Петр I, конечно, не был безбожником. Все его действия определялись тем, что он по натуре был реформатором. Многое надо было менять в государстве. В то же время самодержец являлся постоянным посетителем храма, даже в Домике Петра Первого была домовая церковь Нерукотворного образа, в Троицком соборе Петр Великий был провозглашен первым российским императором, поэтому нельзя сказать, что он был неверующим. Просто деяния Петра по преобразованию России нередко вызывали у людей отрицательную реакцию. Это коснулось и Церкви: по приказу монарха снимались колокола и переплавлялись на пушки, когда была такая необходимость, но это не является проявлением его безбожия. Во-первых, Петр не мог бы взойти на трон, не будучи верующим, потому что цари на Руси всегда были помазанниками Божьими. В то время было исключено, чтобы к власти пришел безбожный монарх. Негативные мнения о Петре принадлежат скорее историкам наших дней, чем его современникам. О духовных ценностях императора свидетельствуют и такие факты: в своем любимом храме — Троицком соборе — он крестил своих детей, праздновал именины, в храме находилось костяное паникадило работы Петра и произведение его же рук — высеченный на мраморе образ Благовещения.

— Сохранились ли эти петровские творения?

— К сожалению, их постигла печальная участь, как и сам многострадальный храм. Троицкий собор дважды подвергался пожарам, восстанавливался и перестраивался. Этот храм всегда ценился как исторический и архитектурный памятник, но, несмотря на это, большевики его не пощадили и уничтожили в 1933-м году.

Крест и якорь


ИКОНОСТАС храма-часовни во имя Святой Троицы
ИКОНОСТАС храма-часовни во имя Святой Троицыасовни

— Вы настоятель поистине уникального храма. Как относитесь к его архитектурному решению?

— Здание построено в петербургском стиле. Оно соединило в себе элементы, близкие жителям нашего города, и гармонично вписалось в пространство Троицкой площади, уже неразрывно с ней связано. Большинство новых церквей строится в стиле традиционной русской архитектуры, а это храм-памятник, чем и объясняется его оригинальность. Тем более что рядом — выдающиеся архитектурные шедевры: храму-часовне во имя Святой Троицы важно было стать органичной частью этого ансамбля.

— В храме очень светлое, красивое убранство и необычное, только ему присущее оформление...

— Это все было сделано по проекту, одержавшему победу в открытом конкурсе на лучший проект храма-часовни в память о первом православном храме Петербурга. Его разработал авторский коллектив: А. И. Кицула, А. В. Михалычев и Г. А. Рыбаков. Одна из интересных особенностей — орнамент: на колоннах кресты в форме якоря. С одной стороны, это символ близости к морю, к Петропавловской крепости, а с другой — символическое значение Церкви. Пока человек держится веры православной и креста, он как на якоре закреплен. Как только отпустил руки, его понесло в пучину житейского моря, по всяким невзгодам. Когда моряки сюда заходят, им очень нравится этот образ — крест и якорь. Чтобы держаться на плаву, важно не отступать от веры православной. Действительно, так происходит: молодой человек посещает храм, потом по каким-то причинам покидает Церковь, и, когда через некоторое время возвращается, этого человека просто не узнать — настолько он меняется даже внешне, после того как его потрепала жизнь, словно демон владеет им. Постепенно у возвратившегося в храм вновь появляются христианские черты лица.

Благодатная атмосфера


— Среди ваших прихожан много интеллигенции...

— Да, это обусловлено тем обстоятельством, что в районе исторически проживают люди дворянских корней, потомственная интеллигенция, но к нам многие приезжают и из других районов. Может быть, это объясняется тем, что в храме служат интеллигентные священники. Один из них, наш отец Нестор, игумен, по образованию филолог, пишет литературоведческие книги и труды о новомучениках российских. Есть народная пословица: «Каков поп, таков и приход». Также наш храм посещает много молодежи, очень много детей приводят на причастие. Крестим, венчаем — все, что положено, — все делаем.

— Храм-часовня стоит у самой Невы, овевается всеми ветрами. Может быть, поэтому в нем царит атмосфера приволья и свежести?

— Атмосфера в храме действительно благодатная, всем нравится здесь молиться. Здание новое, не осквернено, как многие другие церкви, в период коммунистического режима. Например, в храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, где отпевали Пушкина, долгое время находилось отделение милиции, а также НИИ, который проектировал тюрьмы и лагеря. Когда я пришел туда служить, первые полгода было невероятно трудно молиться, просто какая-то тяжесть давила. А здесь ничего подобного не было: вошли и сразу почувствовали просветленное, радостное состояние.

Церкви надо идти к молодежи


ПРИХОЖАНЕ храма-часовни
ПРИХОЖАНЕ храма-часовни

— Обнадеживает тот факт, что в России возрождаются традиции благотворительности, меценатства, у людей появляется желание жертвовать деньги на строительство храмов...

— Возведение храмов всегда считалось на Руси богоугодным делом. Известно множество примеров, когда меценаты — русские купцы — строили на свои деньги церкви и монастыри. Это нужно прежде всего для спасения души человека. В наши дни строительство храмов является, конечно, более благим делом, чем сооружение всевозможных развлекательных центров. Когда огромные деньги тратятся на индустрию развлечений, которые не полезны ни уму, ни сердцу, — это просто безумие.

— Часто приходится слышать об утере вечных ценностей нашим обществом, о том, что мы перенимаем западный образ жизни с акцентом на материальном благополучии. Духовный мир современных россиян внушает вам тревогу или надежду?

— Конечно, есть оживление духовной жизни в России. Недавние встречи Святейшего Патриарха Кирилла со студентами показали, что долгое время молодежь у нас была забыта, в том числе и Церковью. Мы ждали, когда молодые люди придут к нам, а Патриарх показал, что надо идти к ним. Встречи с Патриархом в Петербурге, в Ледовом дворце, и в Москве вызвали огромный интерес у молодежи, поэтому есть надежда, что духовное возрождение России будет возрастать в нашем обществе, а негативные явления жизни постепенно станут отходить.

Важный выбор


— Отец Игорь, ваш путь к Богу во многом удивителен: вы, выпускник ЛЭТИ, кандидат технических наук, оставили научное поприще, для того чтобы посвятить себя служению в Церкви. Как вы решились на такой серьезный шаг?

— В жизни человека верующего наступает такой момент, когда начинаешь ощущать себя, образно говоря, скачущим одновременно на двух лошадях. Одна несет в материальный мир, а другая — в мир духовный. Это состояние раздвоения очень тяжелое, и нужно сделать выбор: с какой-то лошади сойти и остаться на одной. Покойный архиепископ Михаил (Мудьюгин) — наш преподаватель в Духовной Академии — мне рассказывал, как он принимал подобное решение. Архиепископ вначале был доцентом Горного института и ушел в Церковь уже в зрелом возрасте. Он сказал: «Когда я уходил, у меня было ощущение, что я бросаюсь в неведомую бездонную пропасть, и что меня там ждет, я не ведал». Но он принял это решение. Тогда, в советское время, решиться на такой шаг было очень трудно. Я ушел служить алтарником в Церковь с должности заведующего лабораторией, и это меня не остановило.

Чудо из чудес


— Что вас как священника наиболее воодушевляет в данный момент жизни?

— Верующего человека всегда воодушевляет именно вера. Вера, надежда, любовь — вот три столпа, на которых вся наша жизнь должна строиться. Господь нам сказал: «Без веры, без Меня творить ничего не можете». Всем управляет Бог, поэтому любой верующий православный человек в начале всякого дела говорит: «Господи, благослови!» Нам гораздо чаще сопутствует успех, когда любое дело совершаем с Божьей помощью, упованием на Бога. А когда полагаемся только на свои силы, на свою изворотливость, очень часто терпим фиаско. У верующего человека все основывается на вере: и оптимизм, и вдохновение, и удача.

— Какие события и явления жизни, которая многим представляется серой и прагматичной, вы бы назвали чудом?

— Мне в жизни повезло: на заре своего воцерковления, будучи инженером, я был знаком с покойным архиепископом Мелитоном. Тогда многие молодые люди приходили к нему на беседу и часто задавали такой вопрос: «Владыка, в книгах читаем, что раньше чудеса постоянно совершались, а в нашей-то жизни чудо имеет место?» Он ответил просто и мудро: «Задумайтесь: разве это не чудо, что, несмотря на все ухищрения большевиков, Церковь наша православная все еще существует? Ее физически уничтожали всеми способами, а она все равно живет — вот чудо из чудес!» Чудеса в нашей жизни постоянно совершаются, мы просто часто их не замечаем, проходим мимо, считаем, что это само собой разумеющееся. Однако совсем не обязательно именно чудо приводит человека к Богу. Всегда происходят случаи, когда чудесным образом люди спасаются, но сейчас в основном народ идет в Церковь скорее от знаний. Начитается всего — и хорошего, и плохого, и все-таки начинает задумываться: а где же истина? Многих людей поиски истины приводят в Православную Церковь, потому что в ней есть все, что нужно душе: и человек, и знания, и чувства, и чудо.

Стержень жизни


— Отец Игорь, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?

— Хочу пожелать обрести крепкую веру. Человек без веры как былинка, которую колеблют все бури и ветры, а верующий как столб несокрушимый — его ничто не может поколебать. Я это говорил людям на крещении в начале своего служения, потому что на себе почувствовал, какое значение имеет вера для человека: она дает стержень жизни, на который все наше существование опирается. Без этого стержня любое треволнение житейское выбивает из колеи, повергает в уныние, пессимизм, даже в отчаяние. Верующие люди убеждены в том, что на все есть воля Божия. Случился кризис — значит, и на это воля Божия была. Что-то мы в своей жизни допустили такое, что это пришло. Поэтому желаю одного: быть стойкими в вере. Много искушений для верующего человека, но много и примеров того, как люди, храня веру в жизни, идут очень твердо, несмотря ни на какие испытания. Может быть, трудно так жить тем, кто не понимает, что такое вера, но за ответом надо прийти в православный храм.

Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии из архива протоиерея
Игоря Юшина и редакции
«В. З.»


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх