Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Кто такой Иисус для мусульман?


ТАКИМ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ХРИСТА некоторые адепты ислама
ТАКИМ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ХРИСТА
некоторые адепты ислама
ГОВОРЯТ, БОГ ЕДИН, и все религии мира исповедуют веру в одного и того же Бога. Говорится о том, что истина относительна, и неважно, в кого и что человек верит, главное, чтобы эта вера приносила ему пользу. Но так ли это? В данной статье мы рассмотрим вопрос об отношении ислама к личности Христа и христианской вере.

Вступление


В основе христианства лежит личность Христа и то, что Он совершил на кресте. «Христос — наш краеугольный камень», — записано в одном из гимнов первых христиан. «Только на Нем мы стоим, в Его любви наша надежда, и мы имеем дар благодати и радости свыше».

Однако есть существенные различия между Иисусом, каким Его знают миллионы христиан, и фигурой «Иисуса» (Иса в традиции Корана и хадисов), которая присутствует в исламе. Некоторые христиане, увлеченные диалогом с мусульманами, утверждают, что Иса в Коране и хадисах — это по сути дела тот же Иисус, что и в Новом Завете.

Если это так, то все христианское учение должно быть пересмотрено. Христиане традиционно видят в Иисусе второе лицо Троицы, Господа, Который требует почитания и поклонения. Воплощение Христа и Его заместительная смерть на кресте рассматривается как часть Божьего плана искупления, предназначенного от вечности, формируя тем самым основу учения о Божьем спасении для каждого, кто поверит в это.

Ислам же утверждает, что Иса был всего лишь простым человеком, хотя принимает и уважает Его как праведного пророка и чудотворца. В исламе также подтвержден факт непорочного зачатия и Его возвращения на землю (правда, уже как мусульманина). Но мусульмане отвергают титул «Сын Божий» как богохульство, потому что он понимается буквально, в чисто физиологическом смысле. Ислам отрицает божественность Исы, Его воплощение, распятие, искупительную жертву и воскресенье. Мусульмане верят, что вместо Исы был распят кто-то другой. Таким образом, ислам отрицает все основные столпы христианства.

Для мусульман Мухаммед, а не Иса — совершенный человек, Богом данный образец для подражания. Мухаммед стоит намного выше Исы, а практика почитания Мухаммеда широко распространена в исламской традиции. Он стал вечной христоподобной фигурой, для которой Бог создал весь этот мир, и только он — единственный посредник между Богом и людьми.

Вся природа почитает, все люди преклоняются
Перед тем, кто принес свет в мир тьмы.
О, Посланник Аллаха! Мое почтение я отдаю тебе.
О, Пророк Аллаха! Мою любовь отдаю я тебе.
Мою жизнь, всего себя я с радостью отдаю тебе,
Твое божественное послание всегда будет со мной.


Ранний ислам возник на фоне конфликта Мухаммеда с иудеями и христианами, проживающими в Аравии. Таким образом, отрывки, в которых упоминается Иса в Коране и хадисах, являются частью полемики против библейского Иисуса.

Есть два главных источника знаний об «Иисусе» мусульман — Коран, где представлена история Его жизни, и собрание хадисов, в которых отражено мусульманское понимание Его места в конце времен.

Иса в Коране


Кораническое описание Исы включает в себя некоторые библейские элементы, но, как правило, они или прямо противоположны, или сильно приукрашены по сравнению с евангельским повествованием. Исследователи установили, что источником для некоторого коранического материала об Исе являются гностические и апокрифические евангелия.

Несмотря на то, что Коран приписывает Исе различные титулы, такие как Мессия, Апостол, Слово от Бога и Дух от Бога, в то же самое время полностью отрицается Его божественность, богосыновство и концепция Троицы.

Так веруйте в Аллаха и посланников Его,
Не говорите «Троица!» — себе во благо.
Аллах — Один Единый Бог!
Его величию негодно
Отцом для смертного предстать.
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Его, как поручителя, довольно!
(Перевод В. Пороховой, 4:169)


Вера в божественность Христа и Троицу является серьезным грехом (ширк), за который нет прощения:

«Не веруют те, которые говорят, что Аллах — это Мессия, сын Марьям. Скажи: “Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он захочет погубить Мессию, сына Марьям, и его мать, и тех, кто на земле, всех?”» (5:19).

Коран указывает на то, что христиане верят в то, что Бог и Мария имели физическую близость, от которой родился Иса:

«Создатель внове небес и земли! Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!» (6:101).

В Коране Иса представлен как один из длинной вереницы пророков ислама, чья основная миссия состояла в подчинении Аллаху (или исламу). Таким образом, мусульмане видят в Исе равного, но не выше, чем любой из множества других пророков:

«Скажи: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся”» (3:78).

Иса был подобно Адаму сотворен из праха земного:

«Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: “Будь!” — и он стал» (4:52).

Иса дал книгу Инджил (Евангелие), а до Него была Тора:

«И отправили Мы по следам их Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (5:50).

В глазах мусульман Инджил был искажен и теперь упразднен и заменен более совершенным откровением Бога через Мухаммеда, последнего и наивысшего пророка.

Мусульмане верят, что Иса пророчествовал о приходе Мухаммеда:

«И вот сказал Иса, сын Марьям: “О сыны Исраила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад”. Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: “Это — явное колдовство!”» (61:6).

Они считают, что все Апостолы Исы были мусульманами (а не иудеями и христианами):

«И вот внушил Я Апостолам: “Уверуйте в Меня и в Моего посланника!” Они сказали: “Мы уверовали, свидетельствуй, что мы предались!”» (5:111).

Его рождение


Мария, мать Исы, названа Марьям, сестрой Аарона и Моисея, которая воспитывалась Захарией, отцом Иоанна Крестителя (3:35-37; 19:28). Как видно — это явная хронологическая ошибка. Иса (согласно Корану) родился не в Вифлееме, а в удаленном месте под финиковой пальмой (19:22-23). Еще в колыбели Иса заговорил с присутствующими (3:46; 19:29-30), среди Его чудес есть описание того, как Он из глины сделал птицу (5:110).

«А она указала на него. Они сказали: “Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?” Он сказал: “Я — раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком”» (19:29-30).

«Вот скажет Аллах: “О Иса, сын Марьям! Вспомни милость Мою к тебе и твоей родительнице, как Я подкрепил тебя духом святым. Ты говорил с людьми в колыбели и взрослым. И вот научил Я тебя писанию, мудрости, Торе, Евангелию, и вот ты делал из глины подобие птиц с Моего дозволения и дул на них, и становились они птицами с Моего дозволения, и ты изводил мертвых с Моего дозволения. И вот Я удержал сынов Исраила от тебя, когда ты пришел к ним с ясными знамениями. И сказали те, которые не веровали из них: “Это — только очевидное колдовство!”» (5:110).

Распятие и смерть


Коран категорически отрицает смерть Исы на кресте:

«...И за их слова: “Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марьям, посланника Аллаха” (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им); и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, — наверное» (4:156).

Большинство мусульманских комментаторов интерпретируют этот стих как свидетельствующий о том, что вместо Исы был распят кто-то другой, а Он сам был взят на небо без смерти. Однако некоторые ученые, среди них Ал-Баядави (ум. 1284) и Ибн Катир (ум. 1373), принимают смерть Исы (но не через распятие), как возможную интерпретацию.

Его Богосыновство


Коран отвергает богосыновство Исы:

«И говорят они: “Взял Себе Милосердный сына”. Вы совершили вещь гнусную. Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, горы пасть прахом, оттого что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына» (19:91-93).

Учение о Троице


ВО ВРЕМЯ пятничной молитвы
ВО ВРЕМЯ пятничной молитвы
Согласно Корану единство Аллаха исключает возможность учения о Троице. Вера в Троицу является богохульством:

«О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марьям, — только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марьям, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три! Удержитесь, это — лучшее для вас. Поистине, Аллах только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему — то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя!» (4:169).

«Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах — третий из трех”» (5:77).

Иса в хадисах


Согласно классической доктрине ислама, Бог дал Мухаммеду право интерпретировать Коран, поэтому его слова и деятельность (его сунна) в виде собрания традиций (хадисов) является вторым источником откровения, поясняющим Коран.

Хадисы, представляющие свойства Христа


В нескольких хадисах утверждается, что Мухаммед видел Ису во время своего ночного путешествия и во сне:

«Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я видел Ису, и Мусу, и Ибрахима. Исa был румян и имел курчавые волосы и широкую грудь, что же касается Мусы, то он был смуглым и дородным и имел прямые волосы, напоминая собой кого-либо из цыган”» (Аль-Бухари — 62:1369 (3438)).

Сообщается, что Ибн Умар сказал: «...А когда прошлой ночью я спал у Каабы, то увидел (во сне) смуглого человека, который по виду являлся лучшим среди смуглых людей, волосы же его достигали лопаток. У него были ухоженные волосы, с которых капала вода, и он совершал обход Каабы, положив руки на плечи двух человек. Я спросил: “Кто это?” (Люди) сказали: “Это Христос, сын Марьям”» (Аль-Бухари — 62:1370 (3439, 3440)).

Возвращение Исы


Коран связывает Ису с последними днями:

«Явление его (Исы) возвестило о [Судном] часе. Нисколько не сомневайтесь в его наступлении и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь» (Перевод Османова, 43:61).

Собрания хадисов представляют Ису в основном как эсхатологическую фигуру, которая играет важную роль в конце времен. Приход Исы является одним из основных знамений Последнего Времени, среди других знамений упоминается появление Антихриста (Даджжаль), восход солнца на западе, приход Гога и Магога (Йаджудж и Маджудж) и сильные землетрясения.

«Он [Мухаммед] сказал: “О чем вы спорите?” Они сказали: “Мы спорим о Последнем Часе”. На это он [Мухаммед] сказал: “Он не настанет, пока вы не увидите десять знамений”, и в связи с этим он говорил о дыме; о Даджжале; о звере; о восходе солнца на западе; о сошествии Исы, сына Марьям (да благословит Аллах его имя); о Гоге и Магоге; о землетрясениях в трех местах: на востоке, на западе и в Аравии, после чего в Йемене воспылает огонь и приведет людей в место сбора”» (Сахих Аль-Муслим, 2901).

Иса сойдет с небес как воин-мусульманин и уничтожит христианство, установит ислам и сразит всех своих врагов (включая Антихриста). Он упразднит христианство и иудаизм и установит ислам в качестве единой религии во всем мире:

«Абу Хурайра сообщил, что Пророк [да пребудет с ним мир] сказал: “Не будет никакого пророка между мной и им, то есть Исой [да пребудет с ним мир]. Он спустится [на землю]. Когда вы увидите его, узнайте его: [он] человек среднего роста, красивой наружности, носящий два светло-желтых (золотистых) платья, и [вы] увидите, что капли, падающие вниз с его головы, не будут влажны. Он будет бороться с людьми за чистоту Ислама. Он сломает крест, убьет свинью и отменит джизью. Аллах уничтожит все религии, кроме Ислама. Он [Иса] убьет ад-Даджжаля и будет жить на земле в течение сорока лет, а затем он умрет, и мусульмане будут молиться о нем”» (Абу Дауд Сулейман, 4310 (2025)).

Радикальные мусульмане ненавидят крест как символ христианства, таким образом, «сломать крест» означает «уничтожить христианство». Свиньи у них ассоциируются с христианами, мусульмане и иудеи относятся к ним как к нечистым, поэтому «убить свинью» — это еще одно выражение из их лексики. Согласно исламскому закону христиане и иудеи облагаются специальным унизительным налогом (джизья) для защиты от джихада. Отмена джизьи означает возрождение джихада против христиан и иудеев, которые будут стоять пред выбором — обратиться в ислам либо умереть. Затем будут уничтожены все религии, останется только ислам.

Чтобы подчеркнуть превосходство Мухаммеда над Исой, некоторые хадисы утверждают, что в День Суда Иса укажет всем, кто ищет Его заступничества перед Богом, на Мухаммеда, который останется единственным, кто сможет заступиться за своих последователей. Таким образом, Мухаммед оказывается больше Исы:

«[После этого] они придут к Исе и скажут: “О Иса, ты — посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марьям, и дух от Него, и ты говорил с людьми еще тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” [На это] Иса скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше!” — однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. “Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в защите], а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” [После этого] они придут к Мухаммаду и скажут: “О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе [все] прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” И тогда я пойду к подножию престола [Аллаха] и склонюсь в земном поклоне перед моим Всемогущим и Великим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твое заступничество будет принято!” И тогда я подниму голову и скажу: “Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой!” Тогда будет сказано: “О Мухаммад, введи через правые врата из [числа] врат рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчет, но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!”» (Аль-Бухари — 67:1670 (4712)).

Основная задача Исы в его возвращении — уничтожить Антихриста и сокрушить его войско:

«Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха сказал: “...И вот, когда они будут делить трофеи, повесив сабли свои на маслины, внезапно сатана возопит среди них: “Истинно, помазанник (даджжаль) захватил ваши семьи!” Но это неправда. И выйдет он, когда они придут в Шам. И вот, когда они уже припустятся на битву, выравнивая свои ряды, внезапно будет объявлено о начале молитвы. Тогда снизойдет Иса, сын Марьям, и возглавит их молитву. Увидев его, враг Аллаха начнет таять, как тает соль в воде. Если б он оставил его, тот бы и так дотаял и погиб, однако Аллах убьет его рукой его (рукой Исы), и он покажет им кровь его на своем копье”» (Сахих Аль-Муслим, 2897).

Конец света по-мусульмански


Возвращение Исы с целью уничтожить Антихриста и его сторонников (обычно иудеев) и появление Махди является центром современной мусульманской эсхатологии. В этой схеме великая апокалиптическая битва произходит в Иерусалиме. Даджжаль возглавляет Израиль — иудеев и Запад — в битве против мусульман под предводительством Исы и Махди. Махди осаждает Иерусалим, а Запад пытается защитить его. В финальном сражении часть Иерусалима разрушена, а часть армии иудеев разбита. Иса и Махди сокрушают армию Даджжаля и становятся победителями. Махди очищает Палестину и Иерусалим от евреев. Мусульмане завоевывают весь Израиль и продолжают поход на Европу (где разрушают идолопоклоннический Ватикан) и США. Махди восстанавливает Иерусалим и делает его своей столицей. После этого Махди завоевывает остальную часть мира и повсюду устанавливает ислам. Тогда Гог и Магог восстают и угрожают Махди, они двигаются к Сирии со всех концов земли. Иса появляется вновь, чтобы уничтожить Гога и Магога. Он также расправляется с оставшимися евреями и другими врагами.

Заключение


Для мусульман Коран является словом Бога, и поэтому истина определяется именно им. Любое библейское описание Иисуса принимается верным, только если оно согласуется с тем, что говорится об Исе в Коране. С точки зрения мусульман, любой библейский текст, противоречащий Корану, искажен иудеями и христианами и неверен. Это позволяет им изолировать своих последователей от Библии, в частности от евангельского повествования об Иисусе, убеждая их в абсолютной ненужности этих текстов. Иса в исламе, таким образом, лишь бледная карикатура истинного библейского Иисуса. Христиане, которые ищут возможные точки соприкосновения с исламом, обычно игнорируют существенную разницу между двумя религиями. Такой «Иисус» лишен уникальности, основанной на божественности, воплощения, страдания, распятия, воскресения, искупительной миссии и становится удивительно похож на мусульманского Ису. Этот новый взгляд представляет коранического Ису в качестве Иисуса Нового Завета и, тем самым, сводит классическое христианство к чему-то меньшему, только ради того, чтобы сопоставить его с исламом. Все, что остается — это человеческая сторона Иисуса, а не Его божественность, что наносит удар в самое сердце христианской веры. Это сильно напоминает старую ересь арианства, которая имела в прошлом большое число последователей.

(www.barnabasfund.org/RU/News/Archives/The-Muslim-Jesus.html?p=1)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх