Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Воскресни, чтобы не погибнуть!

(24 апреля — праздник Пасхи)



Что означает слово «Пасха»?


Светлое Христово Воскресение — торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник. Он был установлен еще во времена Апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать Апостолы.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, отмечая Пасху новозаветную, празднуют избавление всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Воскресение Христово


В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем.

Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).

Начало праздника


Праздник начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба — Светлая Пасхальная Заутреня. Духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру — тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, И нас на земле сподоби Чистым сердцем Тебе славити. (Стихира в начале Заутрени, глас 6-й)

Крестный ход


С этим пением начинается крестный ход вокруг храма, с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе», и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет:
Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, И сущим во гробех живот даровав. (Пасхальный Тропарь)

Слово св. Иоанна Златоустаго


В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 гг.), которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь же, возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полутора часов. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Для того, чтобы чувствовать себя здравым и бодрым, перед Заутреней нужно прилечь и поспать. Это в особенности относится к детям.

Светлая Пасхальная Литургия


В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом, пасхальное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

Разговенье


После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное) при храме или у себя по домам. Люди приносят в церковь куличи, творожные пасхи и пасхальные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.

Светлая Пасхальная Седмица


Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлой Пасхальной Седмицей. Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю Седмицу. Конечно, в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Пасхальный период


Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным, и православные при встрече или в телефонном разговоре приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!» Весь этот период связан со многими обычаями и традициями. Люди ходят друг к другу в гости, навещают родных и друзей, дарят близким подарки. Есть целая серия праздников, связанных с Воскресением Христовым, и все они отсчитываются от него. Например:
  • Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи);
  • Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи);
  • Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхе);
  • Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св. Троицы);
  • Всех Святых, в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

Значение Пасхи


Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша» (15:17). Таким образом, в Пасхе Христовой заключается весь смысл веры Церкви, а следовательно, и весь смысл ее жизни, ибо вера и есть жизнь для нее. Всецело живя верой в воскресшего Господа, Церковь живет Пасхой Христовой. По своей богочеловеческой сути Церковь сама есть Пасха, она сама есть переход и путь, идя по которому, все мы соединяемся через Христа с Богом, избавляясь от смерти и обретая в Нем дар вечной жизни. В немеркнущем свете Пасхи, в свете несказанной радости вечноблаженной жизни в Боге абсолютно все, даже то, что приносит боль и страдания, обретает жизнеутверждающий смысл, ибо все уже таинственно причастно вечноактуальной Пасхальной Тайне, все, в конце концов, придет к своему полному совершенству, все будет исцелено и преображено в Ней. Тогда исчезнет всякая боль, страдание, смерть, тогда не будет места безысходности и плачу, тогда «всяческая во всех» будет Христос, «Пасха наша» (1 Кор. 5:7).

Для верного чада Церкви после Воскресения Христова даже царствующие в мире тление и смерть со всем сопутствующим им ужасом страданий суть знамения приближения Вечности, они суть те ступени, по которым необходимо пройти со смиренно-терпеливым послушанием воле Божией на пути к вечности. Все это есть дар Божий для нашего спасения и обожения, и потому не может восприниматься иначе, как с великой благодарностью, стремлением и жаждой терпеливо пройти эту «долину скорби и слез» для того, чтобы в конце концов всецело упокоиться в Боге. Так же, как и Апостол Павел, истинно верующий хочет только одного — смиренно пронести свой крест, т. е. пострадать и умереть в Господе для того, чтобы, разрешившись от своего бренного тела, совершенно соединиться с Ним (см. 2 Кор. 5:1-8).

Пасхальный смысл жизни


Еще одно значение слова «Пасха» — «переход». По своему существенному смыслу переход есть путь как целостное единство своего начала, завершающей его цели и связующего отрезка между ними. Без этих трех моментов никакой переход не существует и не мыслится.

Сначала этим словом обозначался переход богоизбранного еврейского народа из Египта в Землю Обетованную, результатом чего было избавление от рабского плена на чужбине и приобретение свободы и независимости на своей земле. Событие это ежегодно праздновалось еврейским народом как праздник Опресноков. Для христиан это слово значительно углубило свой смысл, поскольку стало обозначением Воскресения Христова, а в Нем и через Него — всего человечества, то есть обозначением перехода человечества через Христа от рабства греху, тлению и смерти к свободе вечноблаженной жизни возлюбленных чад Божиих.

Вне пасхального света Церкви, вне Христовой победы над смертью все погружается во мрак полной бессмыслицы и гибели. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20), а значит, через Него и в Нем «все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, затем Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:23).

Окончательно победив в Своем Воскресении грех, тление и смерть силой Своего Божества, Христос стал причиной и основанием всеобщего воскресения твари, которая соединена с Ним через Его Пасхальное Тело — Церковь.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх