Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Геннадий Муравьёв: «Господь держал его ради народа, который к нему приходил»


ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СВЯТОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО знакомо многим в России и далеко за её рубежом. Он был духовником Александро-Невской Лавры. В миру купец Василий Муравьёв до революции вел обычную для того времени жизнь, его дело развивалось и приносило большие доходы. Но пути Господни неисповедимы. Грянула октябрьская революция, и вместо того чтобы бежать на Запад, спасая свою жизнь и деньги, они с женой приняли решение посвятить себя Богу. Они остались в России и, живя как брат с сестрой, вскоре приняли монашество.

Много чудес совершил преподобный, много сделал пророческих предсказаний. Его не тронула безбожная советская власть, не тронули и фашисты, оккупировавшие Вырицу, где он жил. Бог сохранил его для Своей славы.

В дни празднования 300-летия Александро-Невской Лавры мы встретились с правнуком преподобного Серафима — Геннадием Муравьёвым, и у нас состоялась такая беседа.

Как происходила канонизация


ДУХОВНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ — старец иеросхимонах Серафим (Муравьёв)
ДУХОВНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ —
старец иеросхимонах Серафим (Муравьёв)
— Скажите, Геннадий Александрович, насколько вы ощущаете связь с вашим знаменитым прадедом?

— По всей видимости, ощущаю. Понимать это можно, когда ты об этом задумываешься.

— А когда вы стали об этом задумываться?

— Достаточно поздно. Задумываться начал в начале 1980-х. Я крещён с рождения, а воцерковляться начал поздно. Как-то решил я навестить свою тётушку Маргариту в Питере. Поздравил её с днём рождения, а она мне говорит: «Слушай, какой-то “бумагомаратель” опять что-то про дедушку пишет и опять какую-нибудь ерунду насочиняет. Ты бы посмотрел, чего он там пишет». Я нашёл этого человека. Им оказался Валерий Павлович Филимонов. До этого была издана совершенно дикая книжка: коровы молились, преподобный сидел в тюрьме и проходил сквозь стены, — а он в тюрьме никогда не сидел. Всё было на потребу народу — побольше чудес. Полная дикость и враньё! Поэтому тётушка и озаботилась. Валерий Павлович серьёзно подошёл к вопросу, работал в архивах.

— То, что он написал, соответствует истине?

— То, что потом было издано, соответствует. В первой рукописи были некоторые неточности, а было это в 1998 году где-то. Эту рукопись я отдал матушке Варваре, которая была лично знакома с преподобным, и тётушке Маргарите — она хорошо его помнила. Когда все поправки были внесены, я пошел к Святейшему Патриарху Алексию. Со Святейшим мы переговорили, я ему оставил два своих прошения: во-первых, благословить книгу, во-вторых, рассмотреть вопрос о канонизации.

— Это вы написали?

— Я, потому что меня попросил настоятель Казанского храма в Вырице, отец Алексей Коровин. Святейший благословил. Написал резолюцию Владыке Ювеналию. К 2000 году вопрос был решён. А рукопись отдали в издательский отдел, которым тогда командовал владыка Тихон, ныне правящий архиерей Новосибирской епархии. А он отдал на рецензию Вячеславу Петровичу Овсянникову, который проработал в издательском отделе 30 лет вместе с владыкой Питиримом Нечаевым, да упокоит Господь его душу в селениях праведных. Совершенно удивительный архиерей! Владыка Питирим внёс правки в рукопись Филимонова.

Пока не всё разгадано


СПРАВА НАЛЕВО: Василий Николаевич Муравьёв, Николай Васильевич Муравьёв, Вера Дмитриевна Шихобалова (с 1917 года — монахиня Воскресенского Новодевичьего монастыря Иоанна Шихобалова, упокоенная на Вырицком церковном кладбище) и Ольга Ивановна Муравьёва
СПРАВА НАЛЕВО: Василий Николаевич Муравьёв, Николай Васильевич Муравьёв, Вера Дмитриевна Шихобалова (с 1917 года — монахиня Воскресенского Новодевичьего монастыря Иоанна Шихобалова, упокоенная на Вырицком церковном кладбище) и Ольга Ивановна Муравьёва
— Скажите, вам прадедушка не является во сне?

— Нет, я с ним разговоры разговариваю.

— Почему наблюдается всплеск интереса к его личности в последнее время?

— Я не знаю. Наверное, он близок по времени. Это же почти вчера всё было. Все эти давние святые — это от нас далековато.

— Его главный духовный подвиг — в том, что они с женой Ольгой Ивановной одновременно решили принять монашество.

— Да, это серьёзное решение. Я до сих пор умом не могу понять, с чего это вдруг? Хотя, как мне кажется, здесь всё достаточно просто. Без России они себя, как все порядочные люди того времени, не мыслили. В 1920 году они приняли монашество: прадед стал монахом Александро-Невской Лавры, а прабабушка — монахиней Новодевичьего монастыря. Они людьми были набожными. Для них вопроса особого не стояло.

— Преподобный ведь ещё в молодости хотел уйти в монахи…

— Да, есть такое предание, что мальчик из-под Рыбинска, из села Вахрамеева, пришёл в Питер, решил в монахи податься. Отцы посмотрели и решили: ну куда, мал ещё!

— Известно, что он был успешным купцом.

— Там всё тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Да, был успешным купцом, но я думаю, что там и бабушка внесла немаловажный вклад. Бабушка — самый непонятный для меня «организм».

— Даже неизвестна её девичья фамилия.

— Нет, всё это известно, даже то, где они познакомились. Нам удалось установить, в какой церкви они венчались — это было в Рыбинске, в Казанской церкви. Ничего в этом мире просто так не происходит. Она была приёмным ребенком, и кто её родители, мы пока не определили. Все эти сведения мы давно нашли в Рыбинском архиве с помощью отца Игоря Петрова, который служит в Рыбинске.

— Она ведь похоронена рядом с преподобным…

— Да, она раньше его отошла к Господу. Есть такие нюансы, которые совершенно непонятны. Чтобы государь император заезжал на чай к какому-то купцу второй гильдии (а известно, что государь останавливался у прадеда в бытность его купцом) — как такое могло быть? Чтобы по дороге между Павловском и Царским Селом кареты останавливались, и люди раскланивались с государем императором — тоже не может быть по определению.

— И что же это такое? Этот вопрос пока не раскрыт до конца?

— Да нет, в своё время Гос­подь сподобит. Пока непонятно, с какой стороны подойти. В этом мире всё рано или поздно становится явным.

Почему преподобный ушёл в монастырь?


МОНАХИНЯ ФЕОФАНИЯ (РЕНТЕЛЬ) — казначея Воскресенкого монастыря (с 1916 года его последняя игумения) и благодетельница обители — Ольга Ивановна Муравьёва (с 1920 года — монахиня Христина, в схиме — Серафима). Около 1906 года
МОНАХИНЯ ФЕОФАНИЯ (РЕНТЕЛЬ) — казначея Воскресенкого монастыря (с 1916 года его последняя игумения) и благодетельница обители — Ольга Ивановна Муравьёва (с 1920 года — монахиня Христина, в схиме — Серафима). Около 1906 года
— Сегодня, как и в те времена, тоже много «купцов» и бизнесменов богатых, но мы что-то не видим, чтобы кто-то из них всё раздал и ушел в монастырь.

— Во-первых, давайте реально смотреть на вещи. Мы не можем рассматривать что-то не в контексте эпохи. Мы, конечно, с трудом можем представить такую ситуацию: вот у тебя налаженная жизнь, быт. Всё идет своим чередом. И вдруг всё меняется совершенно непонятным образом. То есть сравнивать ту ситуацию с сегодняшней нельзя: в той ситуации у людей были корни, основания, на чём они стояли. А здесь нет ничего! Живой пример — предприниматель Полонский, севший в камбоджийскую тюрьму. Прости меня Господи, ну что тут можно добавить? За державу обидно! Поэтому сравнивать мы это не можем. Тогда люди были с пониманием, «с царём в голове».

— Они так сильно любили свою страну!

— Ну, что мешало им уехать? Большинство друзей, товарищей уехало. Денег хватало, никаких проблем не видно. Человек не мог без России! Коренной россиянин из глубинки, куда он? Все эти Берлины и прочие Вены они объездили, посмотрели, ну и что? Торговля была с Германией и с Австрией. И что? Всё это они знали и видели, а себя без России не мыслили. Это моё понимание, опять же.

— Провидение его хранило. Почему? Ведь время было непростое…

— Я думал на эту тему. Посмотрите, Лавру в 1932 году разогнали. В 1930 году владыка, будущий священномученик Серафим (Чичагов) благословляет прадеда уйти из Лавры, чтоб здоровьем заняться — у него стали ноги отказывать. Вот тогда они с бабушкой в Вырице и поселились. Так что Господь Себе наметил: мол, пусть этот будет Праведником… так у него всё и шло. У бабушки был очень властный характер, она никого не боялась. В войну не испугалась немцев, был такой интересный случай. Когда к ним в дом пришли немецкие офицеры и что-то там вякали, бабушка им на чисто немецком языке сказала: «Вон!», и они тихо ушли. Представляете? Каким тоном она им сказала!

— А вот те пророчества, которые он говорил…

— Мы о каких говорим?

— О возрождении России.

— Да, это его, а то, что «От Меня это было» — это не он, это митрополит Мануил (Лемешевский).

— Есть ещё его пророчество, что у России будут большие проблемы, связанные с тем, что люди будут жить хорошо, возобладает потребительский дух, — это он говорил.

— Да, это его. Без искушений не бывает. Преподобный совершенно удивительный человек. Я многое не могу понять. Убеждённость, вера… а его смирение! В общем, он был настоящим монахом!

Правда и мифы


МАТУШКА ХРИСТИНА на крыльце дома на Пильном, 12 ноября 1940 года
МАТУШКА ХРИСТИНА на крыльце дома на Пильном, 12 ноября 1940 года
— Вы встречаете людей, которым помог преподобный по молитве, к нему обращённой?

— Да, с такими людьми я встречаюсь. Далеко ходить не надо. Спросите у хозяйки фарфоровой мастерской «Скудельник», там батюшка — настоятель Вырицкого храма Казанской иконы Божией Матери отец Георгий Преображенский. Они там всё записывают, когда получают какую-то информацию.

— А то, что он молился 1000 дней на камне…

— Нет. Это сказки. Он молился на камне, но 1000 дней и ночей — это физически для него было невозможно.

— Тут прослеживается параллель с Серафимом Саровским…

— Ну, нет. Великую схиму он принял в честь преподобного Серафима Саровского, поэтому, конечно, подражал ему. Но впоследствии много всяких легенд напридумывали. Что он молился какой-то иконе «Аз есть с вами, и никто же на вы»…

— Есть немалые споры по этому поводу.

— Да никакого там спора не может быть по определению. Совершенно точно известно, перед какой иконой он молился. Маленькая иконка Серафима Саровского. А это напридумывали.

— А стихи он писал?

— Да, немножко.

— А что осталось после него: рукописи, фотографии, вещи?

— Очень немного. То, что сейчас на выставке представлено — это фотографии из нашего семейного архива. Что осталось? Трудовая книжка, например. Сейчас договорились отдать в монастырь аналой его. Батюшка отец Георгий «откопал» его епитрахиль.

— И где она сейчас хранится?

— В Вырице. Он отрезает людям по кусочку...

Россия возрождается!


СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ Серафим Вырицкий – великий молитвенник и печальник земли Русской
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ Серафим Вырицкий – великий молитвенник и печальник земли Русской
— Вы как смотрите на то, что сейчас происходит в России и в Церкви? Всё-таки Россия возрождается или, наоборот, деградирует?

— Мое личное мнение — Россия, безусловно, возрождается. Если мы 70 лет всё рушили, то теперь возрождаем. А строить гораздо сложнее, и я удивляюсь тем людям, которые всё время всем недовольны. Сидеть в углу и быть всем недовольным — это проще пареной репы. А что ты сделал для того, чтобы было лучше?

— Вы — патриот, русский по духу, по мыслям и по воспитанию, но родились и выросли в Эстонии. Как вы попали туда?

— Почему я родился в Эстонии? Папу немцы вывезли в концлагерь, а маму... в другой лагерь в Эстонии. И они после войны познакомились, и родился я. А мой дедушка по маминой линии был настоятелем Ольгинской церкви в Новом Дудергофе под Красным Селом Ленинградской области.

— Вы не пошли по этой линии...

— Да и мыслей таких не было. Как дальше Господь сподобит, не знаю.

— Что вас радует больше всего в этой жизни, что огорчает?

— Ничего меня не огорчает особенно, разве что здоровье близких, а радует всё!

— У вас есть дети…

— Да, у меня и сын, и дочь, и дед я богатый — внук и три внучки. Так что эта «мелочь» меня очень радует.

— Вас часто приглашают в Россию с выставкой, посвящённой преподобному. Она называется «От земли к небу»…

— Эта выставка немножко притормозилась, потому что на первый план сейчас вышла выставка «300 лет Александро-Невской Лавре». Я в основном ею сейчас занимаюсь, а преподобный — это как бы часть её.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО Серафима Вырицкого, находящаяся в петербургской часовне Новомучеников и Исповедников Российских
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО Серафима Вырицкого, находящаяся в петербургской часовне Новомучеников и Исповедников Российских
— Он ведь духовником в Лавре был…

— Последний духовник перед разгоном.

— А вы кто по специальности?

— Инженер-строитель.

— Сейчас какие у вас планы?

— Ближайшие планы — закрыть выставку в храме Христа Спасителя и отправить её в Пятигорск.

— И вы так путешествуете?

— Нет, открою — закрою, а так-то нет времени находиться там. У нас с владыкой Назарием большие планы на этот год: Пятигорск, Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, потом нам не миновать Новгород Великий, Псков, Омск, Новосибирск.

Мудрый ответ внучки


— Были у вас в жизни случаи, когда Бог вас спасал от чего-то?

— Бывало так, что что-нибудь плохое должно было произойти — и не случилось. Это я потом уже осознавал. Я думаю, что тоже по молитвам преподобного.

— Какая черта самая главная была в вашем прадеде?

— Я думаю — смирение, чего всем нам не хватает. Железобетонная вера и смирение.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Милости Божией! Чего можно пожелать людям? Нам, грешным, только милости Божией.

— Многие находятся в упадническом настроении...

— У России есть великий грех — грех уныния. Ребята, вы что! Какие упаднические настроения? В связи с чем?

— Чего-то не хватает…

— Людям всё время чего-нибудь не хватает.

— Какой-то цели не хватает.

— Думаю, что да. Так вернитесь к Господу, и будет у вас и смысл, и цель! Вся полнота.

— Такое впечатление, что для многих это вопрос решённый: Бог у нас в душе, церковь — это неинтересно, всё это мы знаем. Из Бога сделали какую-то теорию.

— Перечитайте Евангелие — проще пареной репы, обо всём там простым языком и доходчиво сказано.

— Наверное, вашего прадеда Бог благословил, потому что он поступил по Слову Божьему, а оно гласит: кто оставит свой дом, жену, друзей ради Бога и Евангелия — получит во сто крат больше в веке будущем.

— Ну, безусловно, хотя у меня ещё пока до конца понимания этого вопроса нет. Я ешё не прочувствовал этого до конца.

— Наверное, призыв какой-то был, если он был готов ко всему, даже к мученичеству...

— Люди отдавали себе полностью отчет, куда они идут. Я думаю, что Господь держал его ради народа, который к нему приходил. Я думаю, что молитвы его прямо к Богу доходили. Там у них свой разговор.

— Ну, вы — счастливый человек!

— Конечно! И я понимаю, что без его помощи не обходится... Семьи тех, кто Богу служит, благословлены на десятки родов. Я это вижу на примере своих родственников. Я просил владыку, чтобы моя старшая внучка пожила со мной в Лавре пару недель. Приехали. Идём по монас­тырскому двору, навстречу владыка Назарий, благословил её и говорит: «Ну что, останешься у нас навсегда?» Ответ был единственно правильный, причём я ей ничего не говорил: «Владыка, я ещё не готова!» Сейчас ей 8 лет, а тогда ещё в школу не ходила. Много всяких интересных историй было, связанных с монастырем.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фото из архива Геннадия Муравьёва


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх