Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Иерей Владимир Коваль-Зайцев: «Будьте с Богом, в Боге нет потерь!»


ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР КОВАЛЬ-ЗАЙЦЕВ — клирик санкт-петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери. Он активный миссионер, проповедник, учитель, директор культурно-просветительского центра, функционирующего при храме. Нам показалось важным узнать его мнение по ряду вопросов, в том числе касающихся современной миссии. Мы встретились, и вот какая у нас получилась беседа.

Надо рукополашаться!


— Отец Владимир, расскажите, как вы пришли к Богу.

— Я пришёл к Богу через миссию. Были знакомые, которые интересно и зажигательно об этом говорили. Я был человеком некрещёным, а жена была уже крещена. Нас пригласили на встречи, которые проводили здесь, в Петербурге. Разговор был открытый на любую тему, каждый человек мог задать любой вопрос.

— А что повлияло на ваше решение стать священником?

— Я бы сказал — Кто! Господь Бог! (Смеётся).

— Но ведь не все же прихожане становятся священниками...

— Не все. Значит, не всех Господь Бог призывает к этому.

— Были ли к этому какие-нибудь предпосылки? Может, кто-то дал вам совет?

— Знаете, я пришёл в Церковь через длительное оглашение. Принял крещение. А примерно через полгода один очень уважаемый мною священник, архимандрит, сказал: «Ну вот, надо теперь рукополагаться!» Меня тогда это не просто потрясло — я был в шоке! Ведь я к этому был совершенно не готов. Прошло ещё много лет, пока я стал священником, но всё время эти слова как бы стучались в моё сердце. Я поступил учиться, получил богословское образование.

— Вы учились в академии?

— Тогда я учился в Москве заочно, в богословском институте. Воцерковление произошло в 1999 году, а в 2005 году я ушёл со светской работы и стал полностью посвящать свою жизнь служению Богу.

— У вас на страничке «ВКонтакте» записано, что ваши интересы: богословие, миссиология, миссия, катехизация. Почему вас это интересует?

— Дело в том, что это очень живой процесс. Меня всегда интересовала Церковь. Что это такое? Как она себя выражает? Одна из моих учебных работ — выпускная — посвящена экклезиологии. Впоследствии, когда я заканчивал семинарию, у меня была подобная работа на стыке этих направлений: катехизации, миссии и экклезиологии. Сейчас я тоже пишу работу по катехизации в академии, магистерскую.

О миссии и катехизации


ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ младенцев
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ младенцев

— У нас в стране сложилась уникальная ситуация. Миллионы людей считают себя православными, а ходят в храм от праздника к празднику. Почему, как вы считаете?

— Именно от недопонимания, что такое миссия, что такое катехизация и что такое Церковь. Я часто встречаю такую точку зрения в богословской литературе: если человек желает креститься, то его нужно обязательно покрестить. А уже потом спокойно начинается воцерковление. Но христиане первых веков, отцы Церкви, совсем по-другому видели этот процесс. Они полагали, что к этому нужно подходить ответственно. И после миссии предполагалось серьёзное научение. А исключением являлось так называемое «клиническое крещение», то есть крещение перед лицом смертельной опасности.

— Мне довелось недавно общаться с отцом Димитрием Смирновым. Он как раз эту тему поднимал. Он говорил, что бессмысленно крещение, если человек не исповедует веру во Христа. И привёл в пример Гитлера, Ленина, а также других крещёных людей, которые впоследствии стали воинствующими атеистами и натворили много бед.

— Абсолютно согласен. Сталин, например, учился в семинарии.

— Хорошо, а на ваш взгляд, какие сегодня возможны формы миссионерской деятельности по привлечению людей в Церковь? Вот вы, например, пришли к Богу через изучение Слова Божьего, через домашние группы.

— Это научение. Это уже катехизация. Надо чётко различать миссию и катехизацию. Миссия — это проповедь Христа. Говоря более широко, это проповедь о Боге, когда человек обращает свой взор к Нему. Это можно назвать началом покаяния. А дальше его нужно научить, как, собственно, верить, как нам Господь и Писание открывают. Это уже научение, вторая часть. Миссия — вещь сложная, широкая и многообразная одновременно, это постановка, может быть, каких-то экзистенциальных вопросов по отношению к человеку.

— А на ваш взгляд, как можно эту многомиллионную армию людей невоцерковлённых, которые считают себя верующими, затронуть Словом Божиим?

— Вы имеете в виду многомиллионную массу людей, находящихся уже формально в Церкви?

— Нет, вне Церкви.

— О, это очень непростой вопрос. Свидетельством жизни, для начала. Христианам нужно жить так, чтобы их спрашивали о Христе: почему они так живут? Однажды я прочёл в Интернете такую фразу: «Не говори с человеком о Боге, если он тебя об этом не спрашивает. Живи так, чтобы тебя спросили о Боге».

— Ну вот, смотрите. Мы имеем такую реальность. У нас в стране более ста тысяч свидетелей Иеговы, и практически все они были вовлечены в эту организацию через участие в изучении Слова Божьего. Это то, что людей реально заинтересовало и нашло отклик в их сердцах.

— Не всем это интересно. Почему? Отозвались именно те люди, которые в каком-то смысле были к этому готовы.

— На мой взгляд, проблема как раз заключается в том, что наше обращение «Приди в церковь!» не работает. У многих стереотипы и штампы в отношении Церкви. А вот вопросы, которые ставит Библия, интересны. «Когда конец света?», «Для чего я живу?», «Кто такой Христос?», «Что будет с моей душой?» и т. д. Мне кажется, здесь ключ к разгадке этого феномена. Конечно, пример личной жизни — это очень важная часть нашей миссии, но это только одна её сторона. Всё равно человек спасается от веры, а вера — от слышания Слова Божьего. А, как мне кажется, это Слово сейчас в обществе активно не проповедуется, до людей не доносится. Вы согласны с таким утверждением?

— Да, с этим я, конечно, согласен. Но существует Слово Божье, обращённое к миру. Это Благая — Радостная — весть, собственно Евангелие. Конечно, его нужно проповедовать. А если говорить о свидетелях Иеговы, то мне кажется, эти люди используют элементы, которые с точки зрения христианства не позволительны. Но люди на это дело, действительно, клюют.

— Также и протестанты привлекают людей возможностью услышать Слово Божье или участвовать в его разборе. И они тоже достигли впечатляющих успехов в этом деле.

— Наверное, да.

— Значит, всё-таки есть такая нужда — и в Православии сделать упор на изучении Писания?

— Нужда есть. Кстати, в рамках своей магистерской работы я провёл анкетирование по итогам прошлого года оглашения и определил, какие моменты для людей являются самыми «цепляющими». Одним из самых массовых и значимых моментов, влияющих на воцерковление человека, действительно является Слово Божие, Библия. Но изначально, чтобы человеку было интересно изучать Писание, должна быть тяга, должен быть призыв обратиться к Богу. А дальше — это уже са¬ма катехизация. Они же находят, если мы про иеговистов говорим, какой-то зацепляющий момент. Это и есть миссия. Просто она может быть ложной миссией, а может быть истинной миссией. Истинная миссия не даёт каких-то ложных обещаний. А ложная миссия может завлекать человека запрещёнными методами.

О культурно-просветительском центре


ВО ВРЕМЯ исповеди
ВО ВРЕМЯ исповеди

— Согласен. Мне кажется, поле миссии на сегодня нами ещё достаточно не освоено.

— Конечно, сейчас методов много. Есть радио, Интернет, печатные СМИ, какие-то другие способы. Но что мы здесь, скажем, в нашем приходе делаем? Мы проводим здесь много каких-то мероприятий, в которых, как такового, слова «Бог» не звучит.

— Вы имеете в виду наш культурно-просветительский центр? Как его руководитель расскажите, пожалуйста, поподробнее.

— Да, возьмём наш центр. Скажем, готовится концерт. Пожалуйста, приходите! Это концерт духовной музыки. Можно его послушать, конечно, в филармонии. А можно прийти сюда и послушать в церковных стенах. И приходит много людей. Это — миссия. Просто она не в лоб. Или возьмите иконы, фрески отца Зинона, расписавшего храм — это тоже миссия. Он говорит ими о Боге. Он обращает внимание на невидимый мир. Молчаливо, ненавязчиво. Хочет человек — видит. Не хочет — не видит. Если он что-то увидел, то у него появляется вопрос. И он его может задать. Тут очень важны искренность, открытость. Кстати, многие люди написали в моём анкетировании, что они преодолели здесь страх: перед Церковью, перед священниками и т. д. К сожалению, многим из-за страха порой трудно озвучить свои вопросы.

— Скажите, а как вообще возникла идея этого центра, какова его концепция?

— Я бы сказал, что она родилась самой жизнью. Как вы знаете, сначала мы собирались в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. До того, как был возвращён собор и начал реставрироваться, уже был этот центр. Почему? Потому что были живые люди, которые хотели что-то делать.

— Инициатива ведь шла снизу?

— Да, люди предлагали какие-то идеи. И, собственно, всё начиналось с той самой катехизации. Была катехизация и, естественно, миссия. Потому что иначе ничего не начнётся. Было общение прихожан. Были люди, которые, пройдя катехизацию, не хотели расставаться, а хотели что-то продолжать делать. Был хор любительский. Эти люди — непрофессионалы, они не получали за это деньги. Были чаепития после литургии, были обсуждения. Были интересные люди, которые сюда приходили. И с ними, соответственно, совершенно естественным образом, проходили встречи после литургии или после вечерни. И вот из этого всего постепенно развивалась и расширялась жизнь нашего центра. Конечно, мы были ограничены в возможностях, не было соответствующих помещений. А теперь, слава Богу, есть здание.

— Какие сегодня существуют виды деятельности и направления работы центра? Что происходит в его стенах?

— Все виды деятельности центра носят просветительский характер. Во-первых, здесь проходит та самая катехизация. Во-вторых — религиозно-просветительские курсы, которые стали логическим продолжением катехизации. Затем, различные открытые лектории — на библейские, исторические темы, по искусству и многое другое.

— А как часто проходят занятия на курсах?

— Они проходят один раз в неделю в течение двух лет. Катехизация проходит также один раз в неделю, но она проводится на протяжении одного года. А вот эти курсы стали естественным продолжением катехизации.

— Допустим, какой-то человек из другого прихода прочитает эту информацию и захочет прийти. Он сможет прийти к вам на катехизацию?

— Конечно. Может прийти любой человек.

— А на религиозно-просветительские курсы?

— А на курсы может прийти только человек, живущий в Церкви. Когда мы знаем, что он прошёл катехизацию, у нас вопросов уже не возникает. Это естественно. В нашем ли храме, в другом ли храме. Но если люди приходят из других приходов (кстати, таких здесь много, наверное, процентов 30-35 не наших прихожан), то и они могут посещать эти курсы. Курсы — двухгодичные, после окончания выдаются свидетельства.

— А сколько человек учится?

— Сейчас на двух курсах учится около ста человек. Тридцать на втором, а остальные — на первом.

— Какие преподаются предметы, и кто их преподаёт?

— Преподаватели все наши — либо священники, либо миряне, имеющие соответствующее образование. А предметы преподаются на уровне введения в разные церковные дисциплины — Писание Ветхого и Нового Заветов, литургику, догматику, церковную историю и т. п. У нас порядка ста семидесяти академических часов получается за два года. Задача курсов — поддержать человека после катехизации. А вторая задача — вывести на какое-то практическое делание людей, чтобы они не сидели и не собирали в «своё духовное пузо» все свои знания и навыки, а начинали всё это практиковать. Из практических предметов был один год курс церковной педагогики, на постоянной основе преподается курс введения в православную миссиологию и катехетику, который я веду. И в этом году начали преподавать курс каритативного служения. Будем надеяться, что из этого тоже что-то выйдет.

Если же ещё продолжать ответ на ваш вопрос о жизни просветительского центра, то я добавил бы ещё то, что у нас есть очень большая и разнообразная воскресная школа для детей.

— А там ведь много кружков?

— Да, разные кружки функционируют. Всего занимается около ста детей.

О евангельских чтениях


СВЯТАЯ Евхаристия
СВЯТАЯ Евхаристия

— Но наши евангельские чтения, которые ваш покорный слуга проводит, тоже можно упомянуть.

— А это можно отнести отчасти к миссионерской деятельности, отчасти к катехизации.

— Да, они хороши тем, что сюда могут приходить люди невоцерковлённые.

— Да, я понимаю.

— И отец Александр это одобряет и приветствует. Через это люди также приходят в Церковь. Не все ведь сразу готовы прийти на служение!

— Да, но единственное, я считаю, что у всего должно быть начало и конец. Не может всё быть бесконечно.

— Вы имеете в виду новых людей? Но у нас, в основном, прихожане. Бывает, залетают к нам протестанты. Даже как-то приходили свидетели Иеговы. Но сейчас основная масса — свои прихожане.

— Я понимаю. Хотя опять-таки, в некотором смысле возникает вопрос. Я понимаю, что есть люди немощные, которые совсем не в состоянии разобраться в каких-то элементарных вещах. Им нужно подпитываться духовно.

— По моим наблюдениям, многим недостаточно литургии. Конечно, хорошо, что люди побывали в церкви и причастились. Но ведь это, как отец Александр говорил, «литургия слова», подпитка словом. Потому что здесь мы размышляем над тем отрывком Евангелия, которое звучит на литургии. Люди делятся опытом и мнениями святых отцов, и всё это заканчивается молитвой. Многие с нетерпением ждут воскресенья, чтобы побывать на литургии и чтениях. Сам Христос призвал нас исследовать Писания, если мы хотим иметь жизнь вечную!

— Я с этим абсолютно согласен. Это совершенно естественный процесс. Человека литургия вводит в Церковь, собственно говоря. Он во время литургии ощущает Церковь особым образом. Как-то более, что ли, близко. А Церковь — это люди, в том числе. И с этими людьми возникает общение. И оно должно воплощаться в чём-то. Это совершенно естественно, что людям необходимо такое общение, продолжение литургии. Отец Александр Шмеман называл это «Литургией после литургии». И это хорошо. Но я здесь только высказываю некоторые мысли относительно того, что это такое — духовное питание. Взаимное деление опытом должно ещё чем-то сопровождаться. Если люди туда приходят подпитаться, то это должно быть ограничено каким-то временем. Я имею в виду церковных людей. Если они приходят туда служить, то это совсем другое дело. То есть, в том числе это могло бы быть служением тем, кто туда придёт слушать.

— Евангельские чтения ставят две задачи: взаимная подпитка словом и служение. Бывает так, что после чтения мы посещаем людей, которые нуждаются в поддержке, у которых проблемы в семье или кто-то болеет, оказываем социальную помощь. У нас иногда люди просят: «Помолитесь, у нас такая нужда». И мы начинаем молиться все вместе. Эта молитва по соглашению нас объединяет, мы чувствуем себя одной семьёй. Есть свидетельства, что такая молитва особым образом помогает.

— Понятно. Это совсем другое дело.

О счастливых случаях


— Скажите, отец Владимир, а у вас в жизни были такие случаи, когда вы особым образом ощущали милость Божию, которая вас от чего-то уберегала, спасала, исцеляла?

— Да, таких случаев было много. Но, может быть, эти случаи относятся не ко мне лично, а к моей семье. На протяжении всей жизни ты видишь, как Господь тебя ведет. Когда ты близко узнаёшь Бога, то ты отмечаешь эти знаки присутствия Бога в твоей жизни, моменты особенной благодати, которая направляет тебя. После того, как мы с женой воцерковились, у нас были такие моменты, связанные с детьми. Мы всё время видим, как нам помогает Господь в отношении дочери. Потому что наша дочка — инвалид по зрению. Но она умудряется достигать очень многого в своей сфере. Какие-то моменты можно описывать, а какие-то нет, потому что они очень личностные. А с нашим младшим сыном у нас связана такая история. Когда он родился, оказалось, что у него есть болезнь, связанная с почками. Сначала мы об этом недуге не знали. Потом стало ясно, что нужна операция, а это всё происходило в период до года. Была очень трудная ситуация с его здоровьем. В результате его оперировали в Германии.

— Вы ощутили в этом участие Бога?

— Да, потому что всё разрешалось каким-то невероятным образом. Сделать эту операцию нам предложила наша знакомая, которая работает там врачом. Это наша давняя подруга, родом из России. Она предложила сделать операцию в Германии. Но как-то вначале такую идею мы не очень восприняли. Потому что, как нам казалось, можно было сделать такую операцию и в России. А потом стало ясно, что это совсем разные вещи. Сына тогда уже положили в больницу, и был назначен день операции. Но в последний момент моя жена взяла ребёнка и сказала, что не будем делать операцию в России. Я с большим доверием отнёсся к её решению. Понимаете, она вот так почувствовала. С точки зрения логики это было в каком-то смысле безумием. Мы позвонили подруге, сказали, что готовы к операции в Германии. И попросили, чтобы она организовала всё, необходимое для этого. Наша подруга запустила эту процедуру. Сделали операцию там. Была опасность для жизни сына. Очень серьёзная. Была такая инфекция, которую не мог убить никакой антибиотик. И для того, чтобы эту инфекцию победить, требовался антибиотик нового поколения, который тогда ещё не был в общем употреблении. Его доставили на вертолёте буквально в течение часа.

— Это было в Германии?

— Да, в Германии. Я предполагаю, что если бы операцию делали в России, то сын бы просто умер. Там это всё было мгновенно преодолено. Более того, нам всю эту операцию оплатили. Она была для нас бесплатной. И даже потом прислали денег для билета на самолёт. Компенсировали поездку в Германию. Я с такой благодарностью это принял, что все полученные в виде компенсации деньги пожертвовал в церковь. Потому что это было, что называется, «сверх меры». Для меня это было, однозначно, участием Бога.

— Это удивительно, как вам Бог помог!

— Да, ведь у сына была очень трудная ситуация до операции. Были сопутствующие проблемы с его здоровьем. А я был в это время в поездке, связанной с церковными делами. Как-то жена прислала SMS-сообщение о том, что сыну очень плохо. Я просил всех молиться. А нас было 45 человек.

— Это какой год был?

— 2001-й год. Я просил тут же молиться. И жена буквально через 10 минут прислала сообщение, что приступ прошёл. И так на протяжении всей этой поездки было несколько раз. Я чувствовал, что Господь рядом. Жена потом без меня улетела в Германию. Вот так как-то Господь действительно управляет всем этим.

Корабль нужно очищать!


ПАСХАЛЬНЫЙ крестный ход
ПАСХАЛЬНЫЙ крестный ход

— Позвольте вам задать ещё несколько коротких вопросов. Что такое для вас счастье, радость, смысл жизни, успех? Такой вот блиц.

(Отец Владимир смеётся).

— Счастье — быть с Богом. Радость — опять же, не потеряться, не потерять этот путь. Мне кажется, что эти вещи практически синонимичные.

— Но «счастье» — такого слова в Библии нет. Есть радость, благодать, блаженство.

— В том-то и дело. Думаю, что это вещи, которые для нас близкие. Вся наша радость в Боге. И успех для меня — это когда я успел что-то сделать ради Бога. Вот это — успех.

— Вам удаётся успевать?

— Я стараюсь по крайней мере. Когда что-то не успеваешь важное — это признак, что ты чего-то недотягиваешь.

— Какие у вас ближайшие и не ближайшие планы?

— Ближайший план — закончить академию. У нас сейчас завершилась последняя сессия. А зимой, до Нового года, я должен защитить магистерскую работу. А дальнейших планов я пока не строю. Всё связано со служением на приходе. Необходимо расширяться, доделывать то, что у нас уже есть. Использовать то, что нам дал Господь.

— Какие у вас есть пожелания читателям?

— Всё те же. Будьте с Богом, в Боге нет потерь!

— Только приобретения.

— Да, только приобретения. Всё остальное — это иллюзия.

— Нам нечего терять, кроме цепей...

— Да, можно сказать и так. Это всё от лукавого. Мы думаем, что Бог что-то требует отдать. А ты всего лишь отдаёшь то, что тебе не нужно.

— А грехи?

— Грехи — это не наше. Грехи — это такие полипы, которыми мы поросли. Как у корабля, который долго находится в море, дно обрастает ракушками. Он становится медленным, тяжёлым, неповоротливым. Его нужно очищать.

— Ну, это же Бог очищает?

— Да, но для этого нужно совершать усилия. Прийти, стать на стапели, выйти за пределы привычного.

— Бог знает, что мы нуждаемся в очищении?

— Конечно. Это такое постоянное покаяние. Можно сказать, аскетическое действие всей жизни, которое требуется для человека.

— Как можно совмещать покаяние с радостью?

— Так и совмещается. Как очень удачно выразилась одна женщина: «Я всегда плачу о своих грехах и радуюсь о Господе».

— Понятно. Хорошо сказала женщина. Большое спасибо вам за беседу.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии Рима Шагапова


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх