Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Не заводите с демоном знакомство!


КТО НЕ ЗНАЕТ ХУДОЖНИКА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ, кто не восхищался его замечательными полотнами? А между тем его жизнь и творчество являет собой пример сочетания ярчайшего таланта и тяжёлой душевной патологии. И до сих пор исследователи не понимают: что же всё-таки случилось с ним, что за странный недуг его поразил? А всё, между прочим, началось с любви к женщине. Но не была ли эта любовь страстью, предопределившей весь его жизненный путь?

ТАК ЧТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ СЛУЧИЛОСЬ С ХУДОЖНИКОМ МИХАИЛОМ ВРУБЕЛЕМ?

Юность художника


В раннем детстве Врубель был слабым, болезненным ребёнком, с выраженной задержкой физического развития (ходить он начал только в три года). Потребность творчества проявилась в 5-6-летнем возрасте. Он зарисовывал сцены из семейного быта.

В 1880 году в возрасте 24 лет Врубель поступил в Академию художеств, уже имея юридическое образование. Его талант и необычайная работоспособность стали предметом всеобщего внимания в Академии.

В 1884 году Врубеля приглашают отреставрировать фрески в Кирилловской церкви. На тот момент церковь находилась на территории психиатрической больницы. Именно поэтому было так трудно найти реставратора (место пользовалось дурной славой) и пригласили неизвестного на тот момент Михаила Александровича. Художник очень много времени отдавал работе, и всё бы так и продолжалось, если бы не одна-единственная встреча — встреча с женой заказчика Эмилией Праховой. 

Роковая женщина


ЖЕНА художника 
Надежда Забела
ЖЕНА художника Надежда Забела
Для Врубеля она стала даже не первой любовью, а скорее женщиной, которой он глубоко восхищался и боготворил. Эмилия отличалась крайне экстравагантными взглядами, которые нередко расходились с мнением общества. 

Художник пытался понравиться ей. Он забросил фрески, начал одеваться как франт, пытался преподнести в подарок акварель, как-то пришёл на ужин с зеленым носом. Но все его старания были напрасны, а поступки, которыми он пытался обратить на себя внимание, становились всё более странными. Позже чета Праховых скажет, что уже тогда его поведение свидетельствовало о начинающейся болезни.

В любом случае, влюблённость в Эмилию не прошла даром. Некоторые источники свидетельствуют, что в итоге он предложил Эмилии изобразить её в образе Пресвятой Богородицы, и женщина согласилась. Когда же икону увидел Прахов, он разорвал контракт с Врубелем на реставрацию следующего Владимирского собора.

Преследующие демоны


После разрыва контракта художник остался практически без средств, художественный совет также отклоняет его эскизы. Оставшись без заказов, Михаил Врубель берётся за самую грязную работу, вновь и вновь пропивая деньги. Сам он в своих письмах признаётся, что резал себя ножом. В итоге ему приходит идея изобразить Демона с лицом Эмилии. Согласно словам отца художника, первая картина вышла настолько страшной, что сам Врубель уничтожил портрет. Однако первый шаг к его концу уже сделан — был нарушен запрет никогда не рисовать, не описывать и не играть дьявола. (Ещё со времён средневековья существует поверье: нельзя рисовать, описывать или играть на сцене дьявола. Нарушивших запрет ожидает незавидная участь, дьявол заключает с художником договор, предоставляя тому несравненный талант, но цена такой сделки — душа. — Ред.).

В 1889 году он переезжает в Москву, но Демон будет преследовать его теперь до конца жизни. Сначала ему предлагают иллюстрировать поэму «Демон». Художник отказывается, но образ продолжает его преследовать и в снах. Друзья Врубеля посоветовали перенести на холст то, что его так тревожило. Так появился «Сидящий Демон», который известен всему миру. Дальше можно говорить о временных ухудшениях и улучшениях. Врубель то считает себя непризнанным гением, то переживает, что его «Демон» никуда не годится. В связи с этим он начинает писать нового «Демона», он уже на грани нервного срыва, так как никак не может «увидеть» глаза. Но тут в его жизни появляется новая любовь. На одном из концертов оперы он встречает Надежду Забелу и, покорённый её голосом, через несколько месяцев женится на ней.

Период с 1896 до 1901 года был самым счастливым в его жизни. В это счастливое пятилетие художник создал такие шедевры, как «Богатырь», «Пан», «К ночи», «Царевна-Лебедь», «Сирень», а также многочисленные портреты, в том числе и прекрасный портрет жены.

Обострение болезни


ОДНА из самых известных картин М. Врубеля — «Царевна-Лебедь»
ОДНА из самых известных картин М. Врубеля —
«Царевна-Лебедь»
В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын с «заячьей губой». Это оказало сильное влияние на душевное состояние Врубеля. По одним источникам, болезнь Врубеля начинается именно с этого момента, по другим — это лишь в очередной раз спровоцировало ухудшение. Михаил Александрович на несколько дней закрылся в своей комнате, появился он со следами порезов на руках, бормоча что-то невнятное, а в его комнате нашли новую картину «Демон поверженный».

Смерть сына в 1902 году от менингита вызвала новое обострение болезни. Возникло тяжёлое депрессивное состояние, ухудшающееся под воздействием самообвинения. Художник считает, что во всём виноват портрет Демона, именно он убил его сына.

В том же году 46-летнего художника впервые помещают в психиатрическую клинику. Поставленный диагноз — спинная сухотка (прогрессивный паралич) был подтвержден неврологическим обследованием. Это страшная болезнь постепенно лишает разума, человек слепнет.

Смерть художника


Далее был короткий «светлый» период ремиссии, однако в марте 1905 года Врубеля вновь госпитализировали, уже в частную психиатрическую больницу. Во время этой госпитализации Врубель утверждал, что жил во все века, видел, как в Киеве в конце первого тысячелетия закладывали Десятинную церковь. Рассказывал о своём участии в постройке готического собора.

В 1906 Михаил Врубель ослеп. А в 1910 году он заболел воспалением лёгких и в апреле скончался.

Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. Уже после смерти Михаила Александровича его врач Ф. Усольцев скажет, что, несмотря на то, что Врубель страдал и умер от тяжёлого заболевания, как художник он был абсолютно здоров. Именно то, что позже назовут арт-терапией помогло ему так долго бороться с болезнью. Но в то же время именно его творческая мистическая натура заставляла его вновь и вновь обращаться к образам тёмных сил, заигрывая с ними и их романтизируя. Это не могло не отразиться на состоянии его души.

Конечно, можно строить много разных догадок о странной и загадочной судьбе русского художника, но одно ясно: нельзя проявлять к нечистой силе интереса, нельзя заигрывать с ней, кощунствовать над святынями.

Отступая от Бога, предаваясь стихиям этого мира, мы лишаем себя защиты, становясь лёгкой добычей невидимых сил, ненавидящих нас и желающих нас погубить. Но даже делая ошибку, мы всегда можем вернуться на круги своя, вернуться к Богу, нас безмерно любящему и желающему нам блага. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас», — говорит Христос (Мф. 11:28). Придём же, и обретём покой душам нашим. Услышим ли мы Его зов? Его вечный зов, к нам обращённый?

Подготовил к публикации Михаил ВОРОБЬЁВ


Кстати говоря


Слово Божие предупреждает об опасности, которой подвергают себя мужчины, обращая внимания на женщин, которые по определению им принадлежать не могут: женщин замужних, изначально развратных и безбожных. Вот что об этом говорит Слово Божие: «Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Притч. 31:3). Эту же тему развивает в одном из своих посланий святой Апостол Павел: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Не с этого ли начинаются многие мужские падения?

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх