Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Старец Иосиф Ватопедский о конце света


НЕТ, НАВЕРНОЕ, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗАДУМАЛСЯ БЫ О КОНЦЕ СВЕТА. Это событие тревожит и страшит одновременно. Всё имеет начало и конец. Земля не вечна. Современная пресса, телевидение и Интернет заполнены разного рода сплетнями и слухами относительно этого вопроса. Но знает ли кто-то действительную правду о том, когда это событие придёт и что ему будет предшествовать?

Безусловно! Кто же? Бог! Ему Одному всё известно. Бог открывает нам правду о конце света в Писании. Нужно только правильно понять сказанное. Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, так комментирует это событие.


Как сказано в Священном Писании, «всему своё время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1). А потому пора и нам пристально рассмотреть и оценить дух нынешней эпохи, к чему побуждают нас многие из возлюбленных братий. Знамения времён, приковывающие внимание всех, кто размышляет о проблемах современного общества, — знамения эти ныне очевидны. Ибо они, как мы думаем, указывают на явления эсхатологического порядка и внушают умозаключения, которыми нельзя пренебречь, как пустыми догадками. Основание веры нашей — и не нашей только, но и всех православных христиан в настоящем, прошедшем и будущем — твёрдо и незыблемо. Мы не страшимся никого, кроме Триединого Бога.

Да, в мире действует богопротивник-сатана, постоянно напоминающий о себе всеми видами греха и отступления. Но мы не боимся его, памятуя слова Апостола: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4) — и песнописца Святой Церкви: «Надеющийся на Господа уподобишася горе святей, иже никакоже движутся прилоги вражии» (Степенны 2-го гласа, первый тропарь третьего антифона. — Перев.).

Божественное Откровение, возвещающее нам, кто мы, как явились в мир и какова наша истинная отчизна, извещает — со всем тем, что надлежит ведать человеку о Боге, — также и о человекоубийце-диаволе, главном нашем враге от грехопадения до конечного дня, когда упразднятся сам диавол, смерть и всякое зло. Наше дальнейшее рассуждение будет посвящено событиям, предваряющим тот день, а именно — последним временам, когда всеобщий враг на краткий миг явит себя много могущественнейшим, чем во все предшествующие эпохи.

Учение Господа нашего об антихристе и кончине века


ИКОНА, изображающая события последнего времени
ИКОНА, изображающая события последнего времени

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Ибо чуть раньше, указывая Наставнику на великолепие храмовых зданий, услышали от Него: «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24:2). Когда же после такого пророческого ответа дерзнули вопросить о грядущем, в особенности же о Втором и славном Его Пришествии, Господь, открывая с высоты Своего ведения то, чему надлежало быть, прежде всего остерёг их: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4). Всеведец знал замыслы древнего змея-сатаны, ибо тот, сам весь прельщение и обман, прибегнет к ним и тогда как к привычному средству.

Через Своих посланников и вестников — пророков, праведников и святых Ангелов — Господь непрестанно обращался к человеку и до «устроения полноты времён» (ср.: Еф. 1:10), когда наконец явился в облике смирения Сам, чтобы обновить и спасти его. Но человекоубийца-диавол и после того не оставляет своих козней, всевая в среду христиан плевелы и засылая к ним лукавых делателей. Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры. И как Господь наш, не довольствуясь многообразной помощью верным Своим рабам, пришёл Сам и совершил дело нашего спасения, так и обманщик-диавол, помимо великого множества пороков и соблазнов, напоследок явит главное своё орудие — беззаконника (Ср.: 2 Фес. 2:8) и сына погибели (Ср.: 2 Фес. 2:3), воплощение всякой неправды и пагубы, полноту и верх всех зол, когда-либо выпадавших на долю многострадальной земли. Это и будет антихрист — последнее звено в богопротивном замысле сатаны.

Конечно, ученики ещё не были готовы постичь всю глубину эсхатологической перспективы, раскрытой Спасителем. Но всеблагой Господь, Который обращался не только к Апостолам, но, по собственному Его слову, «говорил всем» (ср.: Мк. 13:37), а значит, и нам, указал способ защиты от хищных волков в одежде овец и от ложных вестников Второго Пришествия: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» (Мф. 24: 4-5). Конечно, последующий текст Матфеева Евангелия нельзя определить как всецело эсхатологический, ибо Господь говорит также о взятии Иерусалима римлянами в 70 г. Р. X. и страшных последствиях этого события. Но оставляя исторический аспект этого повествования в стороне как общеизвестный и бесконечно дорожа пророческим смыслом Откровения, обратимся к главной цели нашего труда — собственно эсхатологии.

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24:12, 14). Следующий стих: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет» (Мф. 24:15) — и описание грядущих на землю ужасов относится, полагаем мы, не столько к исторической катастрофе Иерусалима, сколько к кончине века и антихристу, о чём говорит и это загадочное (как и подобает пророчеству) место: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21-22).

Бедствия евреев при разорении Иерусалима Титом, при всём их масштабе, вряд ли можно признать худшими из тех, какие случались и тем более могут случиться на земле. В мире творилось бесчисленное множество злых, чудовищных и мерзких дел, но ни одно из них не запечатлено исторической памятью человечества как превосшедшее все остальные.

Описанные у святого Матфея трагические события произойдут лишь в конце времён, при «беззаконнике» и «сыне погибели», когда почва для них будет подготовлена духовной деградацией человечества. Ибо «нормальным» состоянием людей станет порабощённость всеми видами греха, а любовь охладеет не то что «во многих» (Мф. 24:12), но за малым исключением во всех (ведь корыстолюбие и себялюбие уже и теперь превозносятся как подвиг и забота о всеобщем благе).

Изъясняя речение Господа: «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:7), мы вынуждены признать, что до сих пор не постигли его должным образом. Не наше ли время — самое лукавое, и не в наши ли дни каждое государство считает своим долгом причинить вред соседу, а политики, действующие лицемерием и обманом, видят в ограблении чужих стран залог благополучия собственных? Когда до такой степени процветали казнодейство, ложь, притворство, ненависть и открытое насилие сильного над слабым? Всякое понятие о правде и справедливости попрано, средствами же успеха признаны своекорыстие и обман, якобы «заложенные» в самой природе человека, так что преступники сплошь и рядом восхваляются как герои.

Достигало ли нынешней меры бесстыдства «восстание народа на народ», когда правило «твоя смерть — это моя жизнь» становится нормой международных отношений? Итак, если уже теперь налицо крушение всех нравственных устоев, что ещё препятствует пришествию «сына погибели» и полному торжеству всех замыслов сатаны? А между тем царящая в мире сумятица усугубляется всё новыми распрями в недрах нашей «процветающей» цивилизации!

(Продолжение следует)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх