Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Остерегайтесь поддельного православия!

Архимандрит Савва (Мажуко) – о том, что такое «стилизованное православие»

Одна моя приятельница как-то призналась, что для неё очень важно было познакомить с моими книгами свою маму. Это была очень трудная задача, потому что на одной из моих книг, которая называлась «На руках у Бога», есть мой портрет, который создаёт впечатление, что у меня подстрижены волосы. Волосы у меня, конечно, не подстрижены, но такая получилась фотография. И мама заявила дочери, что она не станет читать книгу «стриженого попа».

«Веру-то зачем вы продали?»

Если вы думаете, что это просто некоторая эстетическая предубеждённость, то вы ошибаетесь, потому что это жизненная позиция, связанная с определённым кредо православного человека, мировоззрением, которое с трудом поддаётся анализу или исследованию. Тем более, что никто среди богословов – не среди религиоведов или социологов, а именно богословов – не подвергал какому бы то ни было анализу этот тип благочестия.

Что это за тип благочестия, и почему мы должны о нём говорить? Я неоднократно встречал людей, которые мне бросали в лицо, что я либерал или обновленец, или что-то вроде этого. Однажды я шёл по улице в шапочке, которую мне привезли из Грузии. Это шапочка, которую носят грузинские священники – небольшая национальная принадлежность духовенства, красиво расшитая крестами. Навстречу мне идёт верующая бабушка из собора. «Здравствуйте, бабушка!» «Здравствуйте, батюшка. Что же вы, батюшка, веру продали?» Я растерялся, не знал, что ответить. Она сказала: «Как же? Вы же носите католическую шапку. Веру-то зачем вы продали? Покайтесь, батюшка, пока не поздно!»

Но почему богослов или просто думающий человек, христианин, должен обращать внимание на такие меты благочестивого поведения? Потому что речь идёт об истине, о том, что есть правильно. Потому что люди, которые торопятся обличать священника, подстригающего бороду, стригущего волосы или же носящего какую-то очень подозрительную шапейку, убеждены, что православие заключается в определённом наборе свидетельств, знаков. Для них это, собственно, и есть самая суть. На самом деле при пристальном вглядывании в эту так называемую суть, мы видим здесь не православие, а стилизацию под православие.

Это вопрос не праздный

Наш замечательный философ Николай Александрович Бердяев перед революцией опубликовал в журнале «Русская мысль» небольшую работу «Стилизованное православие». Она содержала критику произведений отца Павла Флоренского, в частности, его «Столпа и утверждения истины». Бердяев довольно справедливо упрекал отца Павла в том, что он христианскую истину стилизует под некоторый эстетический идеал. Мы не будем касаться этой работы, мне хотелось бы указать на саму эту фразу – «стилизованное православие» или «стилизация православия». Потому что этот феномен присутствует в нашей жизни.

Мы себя называем православными. Но в каком смысле мы православные? Что это значит? К чему это нас обязывает? Например, предал ли веру священник, который стрижёт бороду или бреет волосы, или носит какую-то шапейку, или, может быть, в быту ведёт себя не так, как положено с точки зрения ревнителя и хранителя православного стиля? Как быть здесь? Ведь это вопрос не праздный, вопрос не эстетических пристрастий, а именно веры и спасения. Этот вопрос особенно важен для людей новоначальных, потому что они хотят себя отождествить с определённой традицией. Во многом этот период новоначального христианства пронизан некоторым страхом, который бывает плохим советчиком в религиозной жизни.

«Я же должен соответствовать»

Одна моя приятельница рассказывала, как она внезапно стала женой священника. Была благочестивая семья, верующие люди, они ходили в церковь, и так случилось, что Господь подарил её супругу возможность стать священником. Он стал священником, будучи уже довольно зрелым человеком, имея взрослых детей и определённый жизненный багаж. Первое время своего священства он изводил семью приступами благочестия, которые он не совсем осознавал. Вполне светская семья вдруг стала себя осознавать, как семья священника. Это легло бременем неудобоносимым и на священника, и на его супругу, и на его детей, потому что батюшка вдруг стал искать соответствующего стиля. «Ведь я же священник. Я же должен соответствовать. Как в семьях священников? Там наверняка все становятся на молитву, вычитывают утреннее правило, вечернее правило. Всё происходит по благословению. Жена идёт утром к плите жарить яичницу, она должна взять благословение у батюшки, испить святой водицы. Она должна определённым образом одеваться, носить платок, юбку, смотреть иначе, не пользоваться косметикой».

Эта история знакома многим, не только семьям священников, но даже мирянам, которые начинают ходить в церковь. Они не знают, как себя вести. Особенно и в первую очередь эта стилизация поражает речь – мы начинаем говорить другими словами, стилизуем свой язык. Мы живём в XXI веке, говорим на русском языке, и нам не обязательно употреблять какие-то славянизмы, которые придают нашей речи и нашему мышлению фальшивый оттенок, оттенок искусственности. Потому что речь очень тесно связана с мышлением – это продолжение нашей мысли.

Стилизация – всегда ложь

Недавно я прочёл статью под названием «Как Петровым постом не остаться без делания». Делание – совершенно церковное слово, нам всем понятное, но оно звучит, как нечто искусственное. Мы ведь так не говорим по-русски. Что за делание? Это деланное благочестие, деланная добродетель и так далее. Священники часто говорят проповеди в таком стиле, мы общаемся, используя эту речь. Но ведь это всё искусственное, это ненастоящее, это не то православие, к которому нас призывает Господь.

Здесь ещё один очень важный момент. Стилизация – это всегда ложь. А у христианина должно быть обострённое чувство правды, он должен категорически не выносить любой лжи, воспитывать в себе непереносимость к ней. Дело в том, что нашу пресловутую стилизацию используют в коммерческих целях недобросовестные люди. Стоит священнику или человеку, который выдаёт себя за священника, отпустить длинную бороду, распустить седые кудри, надеть на себя одежду схимника, обвешаться крестами – ты тут же становишься старцем и любые твои дикие советы, изречения, мысли приобретают коммерческий вес, получают высокую продавательную способность. Очень часто люди на это ведутся.

Поэтому, друзья мои, важнейший момент, который мы должны помнить – остерегайтесь подделок. Так писали в рекламе ещё во времена дореволюционные и послереволюционные. Эти подделки незаметно проникают не только в наш быт, но и в нашу речь. Но это ложь. Это не православие, это стилизация под религиозную жизнь.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх